У персонала, который следит за состоянием горнолыжных трасс: у операторов по уборке снега, снегоочистителей, ратракеров одна и та же задача: управлять снегом, и это совсем непросто, потому что снег — достаточно редкое, капризное и неустойчивое вещество. Здесь необходимы и обширные теоретические познания, и практический опыт. Цель состоит в том, чтобы разработать разумную и последовательную стратегию, чтобы задержать процесс деградации снега, пополнять запасы снега, если это необходимо, прогнозировать запасы для заснеженных склонов, там, где особенно часто катаются лыжники и трассы подвергаются сильному износу, предотвратить лавинные риски, наблюдать за состоянием снежного покрова, чтобы действовать соответствующим образом. Интенсивный график, нечего сказать!
Всем известно, что проще покрасить хорошо подготовленную стену, то же самое происходит и со снегом. Ухоженная трасса будет заснежена быстрее! Работа делается заранее: летом. Когда идея покататься на лыжах даже не приходит вам в голову, машины уже работают на склонах, убирают ненужные камни, выравнивают зоны, выкапывают воронки для разработки сети снежных пушек. Затем землю высевают на склонах, чтобы стабилизировать почву. Это нужно для того, чтобы снег закрепился на нем как можно раньше и подольше. Когда почва хорошо подготовлена, с первым снегом в работу вступают снегоходы, чтобы подготовить почву еще эффективнее. Это делается для того, чтобы весной не закрывать сезон катания как можно дольше. Ведь на земляных склонах бывает достаточно всего нескольких сантиметров снежного покрова, чтобы держать трассы открытыми; но на каменистых или скалистых склонах такого количества снега совершенно недостаточно, так как на каждом повороте лыжи могут задевать за камни и ломаться.
В 1970-х годах рабочие по подготовке трасс к зимнему сезону все еще работали на лыжах или роликах, разбивали камни киркой и покрывали ледяные листы снегом — это изнурительная физическая работа. Появление мощных ратраков и другой снежной техники позволило намного увеличивать плотность снежного покрова и продлевать продолжительность его жизни. Солнце и ветер-заклятые враги снега. После снегопада снег подвергается воздействию воздуха, ветра, прохода лыжников и, следовательно, уже не такой пушистый и нетронутый. Отражающая сила его поверхности уменьшается: снег поглощает солнечную энергию, а не отражает ее. В результате он плавится… со скоростью света! Только ратрак и фрезерно-роторный станок могут предотвратить это явление и подремонтировать изношенное покрытие. Это трудная профессия, которая требует отличного знания снега и процессов его трансформации, а также точности вождения. Зимний снег мелкозернистый, и при работе с ним используются совсем другие приемы, чем, например, с весенним, который имеет крупные зерна.
В наши дни нет, наверное нет ни одного горного курорта, на котором бы не могло быть налажено производство снега, в случае необходимости. Это значительные инвестиции, но они необходимы для бесперебойной работы горнолыжных курортов, санаториев, туристических баз. Наиболее крупные курорты даже обязаны это делать по закону. Речь идет не о заснежении всей территории, это было бы бессмысленно, а скорее о том, чтобы покрыть лучшие трассы и сделать возможным доступ к склонам в сезон новогодних и рождественских праздников. Производство снега происходит на стратегических спусках с большим количеством лыжников.
Таким образом, в работу по подготовке необходимого количества и качества снега к лыжному сезону входит и то, что квалифицированный персонал умеет создавать водные ресурсы, сохраняя их вблизи склонов.
Горные массивы это места, где часто возможен сход снежных лавин. Поэтому среди персонала, следящего и курирующего состояние трасс и территорий снега для внетрассового катания, есть и «саперы». Их работа — находить и отмечать опасные зоны, чтобы создавать там лавины с помощью взрывчатых веществ, используя систему стальных труб, расположенных на вершинах. Эти устройства, GASEX, способны создавать взрывы на расстоянии, чтобы обеспечить максимальную безопасность и эффективность. В то же время команды регулярно исследуют снежный покров, чтобы наблюдать за его трансформацией и оценивать его уязвимость. Эта методика исследования снега «грумером» проводится раз в неделю в разных районах массива, которые считаются опасными. В настоящее время для полагания на «авось» больше нет места: профилактика, мониторинг, регулярные прохождения опасных зон — это ключи к обеспечению качественным и безопасным катанием на лыжах для тысяч посетителей курортов.
Персонал, управляющий техникой, производящей снег, имеет квалификацию высочайшего уровня. Они работают одновременно и как компьютерщики, и как метеорологи, и как гидравлики. Их задача — обеспечивать работу техники 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. К тому же они несут прямую ответственность за то, чтобы снег был качественным, и гости курорта не остались разочарованными. Цена? Если подсчитать все расходы: бензин, электричество, зарплату рабочим, за сезон это миллионы рублей. Современные снеговые пушки это мощные машины, которые выбрасывают капли воды под давлением от 20-ти до 80-ти Bar. Эта мощность такова, что капли не замерзают немедленно и не превращаются в лед. Так как капли мельчайшие, то они распадаются буквально на молекулы. Под воздействием холодного воздуха молекулы воды становятся снежинками. Таким образом, выражение «искусственный снег» неправильное, снег получается настоящий, а производят его настоящие профессионалы своего дела.
https://rider-skill.ru/articles/kak-podgotavlivayut-trassy-k-gornolyzhnomu-sezonu/
Снеговые пушки: что это такое и какое влияние они оказывают на окружающую среду
Когда начинается зимний сезон, а земля остается голой, в бой вступают они, спасатели зимы, настоящей зимы со снегом. Оборудование для искусственного оснежения, чаще называемое снеговыми пушками, начинает работать, как только температура опускается ниже нуля, чтобы распыляемая вода могла превратиться в снег.
Снеговые пушки вошли в нашу жизнь уже 10 лет назад и стали почти обыденностью. В связи с изменением климата стало невозможно или почти невозможно кататься на лыжах по совершенно естественному снежному покрову. Например, Олимпиада в Пекине, закончившаяся несколько дней тому назад, проходила в местности, где снег был полностью искусственный.
Выбор в пользу снеговых пушек продиктован необходимостью сохранить в живых то, что сегодня является центрами зимнего туризма. Но с другой стороны, этот выбор вызывает споры и дискуссии вокруг вопросов загрязнения окружающей среды и потребления ресурсов. Но давайте посмотрим в деталях, о чем мы говорим.
История создания снеговой пушки
Улыбку вызывает происхождение снеговой пушки. Она родилась в результате случайности, в семидесятых годах, в штате Массачусетс, на ферме семьи Тропеано. Два брата итальянского происхождения создали систему распыления воды, с помощью которой они поливали свои сады. Во время зимнего сезона, с понижением температуры, произошло что-то неожиданное, и распределительная установка начала производить… снег. Отсюда и началась разработка снеговой пушки.
Как работают снеговые пушки
Процесс изготовления искусственного снега не сильно отличается от того, что происходит естественным образом в атмосфере. По сути, можно выделить два этапа в производстве снега. Во время первого внутрь пушки поступает вода под давлением, которая через форсунки и благодаря вентиляторам распыляется в воздух. При контакте с воздухом микрочастицы воды замерзают почти мгновенно, если температура воздуха позволяет. Чтобы все работало по правилу, должно быть не менее -3 градусов. Таким образом, образуется множество ядер конденсации, которые приводят ко второй фазе. Во второй фазе в воздух поступает дополнительная распыленная вода, которая сгущается вокруг первого конденсационного ядра, образуя кристалл, который затем падает на землю под действием силы тяжести. В природе происходит примерно такой же процесс, но в высоких слоях атмосферы.
Чтобы пушка работала по всем правилам, влажность в атмосфере должна быть как можно ниже. Оптимальная температура производства искусственного снега колеблется от -10 до -15 градусов. Обычно пушки стараются не включать в ветреные дни, чтобы избежать некачественного снежного покрытия.