Наверное мало кто знает о том, как появилась та самая ладья в логотипе Lada. С самого начала автомобили волжских производителей выпускались без логотипов и эмблем.
Как появился первый логотип ВАЗ
Начиналось все с довольно забавной истории. Советский Союз готовился к выпуску первой модели автомобиля ВАЗ-2101, который был выпущен в СССР в 1970 году. На основе анализа опыта всех известных автомобильных логотипов была создана современная ладья. Выяснилось, что LADA в трендах: успешные бренды не меняют логотип постоянно, у них есть эмблемы, которые развиваются.
Если говорить о том как появился этот знак на вазовской эмблеме, то это произошло по воле случая. В процессе запуска первой модели ВАЗ-2101 о товарном знаке как-то забыли. Однако после того как итальянские коллеги отправили на завод комплектующие с итальянского завода, выяснилось, что на радиаторной решетке есть пустое место под логотип.
Началась лихорадочная деятельность по поиску решения проблемы. И в этом случае дизайнер В. Антипин сделал то же самое – он воспроизвел пропорции фиатовской эмблемы, но вместо четырех латинских букв встали три русских. Автором образа ладьи на товарном знаках является Александр Декаленков, приехавший в Тольятти из московской дирекции АвтоВАЗа. А вот как выглядел эскиз, который был представлен им в качестве идеи ладьи.
По воспоминаниям А. Декаленкова: «Владимир Сергеевич Соловьев получил из моих рук эскиз заводского товарного знака в форме картонной рельефной модели в трех вариантах». В качестве основы был выбран вариант буквы В, которая должна была быть читаема в очертаниях ладьи как река Волга, так как именно рядом с ней Волжский автомобильный завод.
Классическая эмблема
Образ ладьи, которая была создана на основе ладьи Декаленкова и стал окончательным видом фирменного знака – дизайнер Юрий Данилов творчески переработал эту ладью и получил то, что сегодня принято называть классической вазовской эмблемой. Настроение у Декаленкова было не из лучших. Он был недоволен тем, что его произведение изменили не в лучшую сторону:
"По-прежнему считаю, что изменения, внесенные в знак Юрием Даниловым (направляющая мачты, опускание паруса к ее основанию), не только испортили знак, но и лишили его лаконичности. В дальнейшем это привело к появлению новых вариантов на каждой модели, что недопустимо для фирменного знака. Если же говорить о предыдущих вариантах знака, то у Данилова они имели все в "запорожском" духе в виде картины с плотиной Днепрогэса. Продолжил вносить изменения уже приехавший В. Пашко и даже не имеющий опыта промышленного дизайна – он делал все в стиле книжной графики. И как же мне жаль, что я не получил согласия на установку моего знака".
Первые эмблемы для "Копейки" были изготовлены в Турине по чертежам из Тольятти. Неизвестно, кто именно добавил на ладью надпись "Тольятти" в нижней части ее эмблемы. А другая версия гласит о том, что это сделал еще Декаленков – на том самом первом эскизе на листе в клетку. Так как надпись попали в окончательный вариант, они были внесены в окончательный вариант, и с этой надписью произошел еще один курьезный случай: по какой-то необъяснимой причине итальянцы перепутали кириллическую Я с латинской R, и первую партию текста они разместили как “TOЛЬRTTИ”.
А вот с такими "неправильными" символами в пробной партии было порядка 30 таких "неправильных" символов, и все они, по корректным словам автомобильных историков, "разошлись по частным коллекциям", на автомобили такие не ставили. Теперь они являются редчайшей ценностью, их стоимость составляет сотни евро, поэтому мастерами вручную изготавливаются "реплики" различной степени достоверности. Однако большая ценность представляют и эмблемы с "правильной" надписью, ведь такие ставились только в первые годы выпуска в 1970-м. В дальнейшем надпись убрали – по законам геральдики символ товарного знака не должен быть привязан к географическому расположению его изготовителя.
От «Копейки» до «Восьмерки»
Уже на первых моделях Жигулей, седане ВАЗ-2101 была изменена эмблема. В варианте знака без надписи "Тольятти" была также широкая верхняя часть, исчез яркий контраст окантовки.
На модели ВАЗ-2103 знак изменился еще раз – сама ладья немного изменила пропорции, вытянувшись, а окантовочная полоса “перевернулась”, и теперь она уже не находится наверху, а внизу. В процессе дальнейшей модернизации "классики" модель ВАЗ-2106 получила уже прямоугольную форму.
Первый вариант вазовской эмблемы был достаточно сложным, состоящим из множества деталей. Считается, что в "канонической" эмблеме Жигулей находится рельефная хромированная ладья и узорчатая окантовка, а также фон с рубиновым лаком, сквозь который просматриваются объемные волны, создающие эффект плывущей по воде древней русской ладьи. Такие эмблемы были на моделях "первой", "третьей" и "четвертой" версии, а также такие они остались на первых "шестерках", хотя сам знак на ВАЗ-2106 стал прямоугольным.
Как правило, на "шестерках" позднейших лет выпуска, особенно в постсоветский промежуток, ладья утратила былой блеск – внутреннюю поверхность ладьи окрасили не в красный лак, как это было раньше, а черной краской, что привело к потере рельефных "волн".
На "пятерке", "семерке" и "восьмерке" от фона в виде волн отказались совсем - эмблема стала гораздо проще в техническом плане: хром, сталь и лак заменили более дешевым пластиком. А сам знак продолжал "мутировать" и если на ВАЗ-2105 пропорция ладьи была близка к ранним вариантам, то на ВАЗ-2107 она немного "сплюснулась" в центре знака, на углах окантовок, появились более заметные скругленные углы.
На новых моделях эллипс убрали, в том числе из-за того, что новая эмблема должна была подойти к уже выпускаемым моделям — и она органично вписалась в решетку радиатора LADA 4x4. В одной из реализованных идей – сделать парус объёмным, чтобы было видно, что он надувается ветром, и что ладья набирает скорость. При этом обновление модельного ряда и укрепление позиций на российском рынке – это очень символично.
Какую из эмблем Лада вы считаете наиболее удачной? Напишите ответ в комментариях.
#ваз #лада #авто #lada #нива #niva #отечественный автопром