В начале молитвы, называемой «Отче наш», Иисус выделил главное в жизни человека: доверительные отношения с Небесным Отцом. Тем не менее без насущного хлеба тоже невозможно обойтись. Поэтому следующие слова Иисуса подчеркивают важность физической пищи для человека.
«Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» (Лук.11:3).
Пища необходима для поддержания жизни, но ее приемы недолжен превращаться в поклонение пред ней, в обожание ее, приводящее к постоянному перееданию. Иисус говорит о необходимой и достаточной пище на каждый день.
Наша жизнь – это не месяцы, не годы, не десятилетия. Всего этого или уже нет, или еще нет. Жизнь пролетает очень быстро, чему многие из нас свидетели. Будучи молодыми, мы думаем: «Еще очень много времени впереди! Я полон энергии, сил и энтузиазма. У меня много планов и надежд на лучшее».
Но вот год прошел, еще год, - мне уже 30. А потом незаметно и буднично подкрались 35,40,50,60. И что такое моя жизнь? Воспоминания о прошлом? Впечатления от поездок, экзотических мест, изысканных блюд? Краски блекнут, воспоминания стираются в памяти, оставляя лишь тусклый призрачный свет.
Что наша жизнь? Она сконцентрирована в одном единственном дне: ныне, сегодня, сейчас. Она вот сейчас, не завтра и не вчера. Будущее и прошлое спокойно спят, а бодрствует только ныне. И пища нам нужна не завтра, а сегодня. И прощение грехов нам нужно не вчера, а прямо сейчас, незамедлительно. «И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему» (Лук.11:4).
Почему незамедлительно? Потому что нам противно и даже мерзко жить с этой липкой грязью на душе. Нам плохо, мы болеем от этого, нам тяжело под камнем чувства вины.
Кроме того, мы понимаем другого человека, которому так же тяжко под бременем греха, совершенного против нас. И когда он просит у нас прощения, мы, вспоминая то отвращение, которое сами испытывали по отношению к смердящим греховным помоям, с поспешностью прощаем согрешившему против нас и раскаявшемуся человеку.
Получается, у нас есть две причины прощать всякому должнику нашему: во-первых, потому что Бог во Христе простил нас, а во-вторых, то, что мы понимаем на своем опыте всю мерзость греха и сострадаем страданиям согрешившего против нас человека.
Но при всем этом прощение невозможно без искреннего и глубокого покаяния, которое может быть выражено различными формами.
Прощение – это не только оказание милости, но и восстановление справедливости, потому что «правда и суд – основание престола Его» (Пс.96:2).
В прощении происходит то, что сказано в другом псалме: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются», (Пс.84:11).
Любовь выражается в справедливости не меньше, чем в милосердии, потому что справедливость – это основание Божьего престола и плод Божьей любви.
Безусловного прощения грехов никогда не должно быть. Такое прощение аннулирует принципы справедливости – праведности и правосудия, которые лежат в основании Божьего правления. Безусловное прощение наполнило бы оцепенением жителей Вселенной, – ангелов и других разумных существ. Такая «милость», устраняющая справедливость, есть не милость, а слабость.
В чем же заключается прощение?
Обратим внимание на слово «должникам» (Лук.11:4). То есть прощение связано с долгом: кто-то мне что-то должен, и этот долг я аннулирую. Вот суть прощения. Но аннулирую не просто так, а, как сказано в одной из притч Христа (Мф.18:23-35), потому что мой должник «упросил меня», выпросил, вымолил списать долг. Другими словами, мой обидчик осознал содеянное и попросил прощения.
Если же при этом мне был причинен материальный или моральный ущерб, который обидчик не хочет или не может возместить, или вообще не просит о прощении, то возмещения я требую уже не от человека, но от Бога, как написано: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19).