Сегодня я хочу рассказать местную легенду. Недалеко от города Венева есть волшебное местечко. Называется "Урочище 12 ключей". Это сейчас его так называют, а раньше просто был уголок крутого берега, поросшего травой. Речка в этом месте слабая, узкая, по колено перейти можно. Но вода в ней страшно студёная, не всякий выдержит даже в жаркую летнюю погоду. Дело в том, что в этом месте в речку впадают двенадцать родничков, бьют они из-под земли прямо от корней дерева.
Впервые нас привела сюда наша первая учительница после окончания учебного года. От неё мы и услышали "седую" историю о крестьянине Свириде. Дело было накануне всем известной Куликовской битвы. Князь Дмитрий Московский (впоследствии - Донской ) вёл своё войско к югу, пополняя его новыми ратниками со всех поселений, через которые проходил. Лёг его путь и через деревню, где крестьянствовал Свирид, крепкий хозяин, работящий. Да и помощников у него хватало - 12 сыновей было у Свирида. Всех двенадцать и проводил он, благословив, на битву. Всех двенадцать и привёз после битвы, чтобы похоронить на родной земле, под развесистым дубом у реки, где в детстве так любили играть его сыновья.
На следующее утро из-под дуба заструились чистые роднички, ровно двенадцать. Село это до сих пор называется Свиридово, недалеко карьер Свиридовский, где добывают песок и камень. Живёт имя Свирида!
В настоящее время Урочище является местом поклонения. Многие едут сюда за святой водой, имеющей лечебные свойства. Оборудована купель, погружаясь в которую, люди получают исцеление. Температура воды круглый год всего шесть градусов, но это никого не останавливает в любое время года.
Как-то раз была свидетелем очень важного, считаю, события. Несколько машин с молодыми солдатами пред сложным боевым заданием командиры привезли к святому Урочищу. Это надо было видеть! Молодые, крепкие ребята, осенив себя крестом, дружным строем отправлялись в воды купели. Командир резко командовал: "Первый пошёл, второй пошёл, третий пошёл..." И так почти до самого вечера. Только несколько солдатиков остались в стороне. Думаю, это были мусульманские парни.
Я не знаю, какое задание ожидало этих солдат, но само решение командиров изменить маршрут движения колонны, чтобы завезти их к Святому Урочищу, заслуживает уважения. Не одной матери стало спокойнее на сердце, с каждым вода поделилась силой и мужеством.
Ежегодно на этой территории проводится Международный фестиваль фольклора, так и называемый, "Двенадцать ключей". Песни, танцы, народные игры, ярмарки с декоративными изделиями, фейерверки, шашлыки (куда уж от них денешься )...
А река бежит, отражая вечерние праздничные огни, торопливо шепчет о чём-то. Думаю, о самом главном шепчет - о любви, настоящей и жертвенной, за которую жизнью расплачиваются.
Много детишек бывает на таких праздниках, и среди артистов, и среди зрителей...Очень хочется, чтобы рассказала им река о двенадцати героях, двенадцати сыновьях землепашца Свирида.
Вдоль вымощенной дорожки, ведущей к источнику, выстроились мраморные камни, их ровно12. Они тоже говорят с нами: тропой добродетелей медленно идём и читаем: " Любовь .Где Любовь, там Бог пребывает. Правда от смерти избавляет. Милость - самого Бога дело. Чистота к Богу присоединяет. Труды - телу честь, душе- спасение. Послушание - скорый путь ко спасению. Смирение. Его же сам сатана трепещет. Неосуждение - без труда спасение. Покаяние - радость Богу и Ангелам его. Молитва с Постом с Богом соединяет. Воздержание. Ему же нести Заповеди. Рассуждение выше всех добродетелей."
На отдельных плитах слова - обращение к посетителям. Здесь моя скромная лепта:
Священное место – источник святой.
В молчании скорбном минуту постой.
О подвиге предков поют нам ключи…
Чтоб сердцем услышать, давай помолчим!
К воде освящённой вернёшься опять –
Священное место не смей осквернять!
Здесь Вера и Праведность, Лики и свечи.
Здесь входит Сегодня в священную Вечность.
Как связь всех времён, журчит, не смолкая,
Как светлая память, вода ключевая.
Бьют хрустальные ключи – дар бесценный людям.
Так давайте осквернять святость их не будем!
А теперь сама легенда в моём изложении, как смогла.
Тиха и извилиста узкая речка,
Неспешно течёт меж крутых берегов,
Где имя Свирида вписалось навечно
В людские сердца летописных веков.
...Широкое поле сохой поднимая,
Идёт хлебопашец с седой бородой...
Родная сторонка от края до края:
Луга заливные, леса над рекой...
Землица родная вскормила, вспоила
Двенадцать сынов, как единая рать!
...Надвинулась тучей татарская сила-
Не смел сыновей у груди удержать.
Льняные рубахи, штаны из холстины,
Глаза синеву, видно, взяли у льнов.
Защитой от ран и увечий - кресты им
Повесила мать, обнимая сынов.
Притихла деревня, тревогу почуя:
Прольётся немалая русская кровь!
Злой ветер с Непрядвы порывисто дует:
"Печальную тризну, старуха, готовь!"
Нахмурилось небо, набухло слезами,
Со стоном качается дуб вековой:
С навеки закрытыми смертью глазами
Привёз сыновей, всех двенадцать, домой.
Родная земля, стань им ласковым пухом!
Крепится Свирид, хороня сыновей.
Рыдает безудержно в горе старуха,
Земле предавая двенадцать детей.
Склонился развесистый дуб над могилой:
"Вы честно сражались за Родину-мать,
За мужество, храбрость, отвагу и силу
Героями будут все вас называть!"
Восток озарился румяной зарёю,
Трава-мурава засверкала росой...
Проснувшись во тьме, глубоко под землёю,
Пробились на свет родниковой водой
Двенадцать ключей! Это место святое:
Двенадцать героев схоронены тут.
Любя свою землю, живою водою
По-прежнему Родине службу несут!
Часовенка скромно стоит над протокой,
Ступеньки ласкает святая вода...
Водица смывает студёным потоком
Всё то, чем сковала лихая беда.
Легенда живёт...Значит, воины с нами,
И с каждым журчаньем ключей говорят.
А летней порою ромашек глазами
Доверчиво каждому в душу глядят.