Кое-кто уже основательно подзабыл (а многие об этом даже не ведали!), что в далёком 2016 году в первом чтении Госдума обсудила любопытный законопроект, позволяющий привлекать водителей к административной ответственности за нарушения ПДД с помощью нового мобильного сервиса.
Что любопытно, в качестве инспектора ГИБДД здесь будут выступать обычные добропорядочные (и не очень) граждане: снятые ими с помощью специального приложения для смартфонов фото- и видеоматериалы будут служить доказательной базой совершённого нарушения. Видит, к примеру, гражданин, что кто-то едет по встречной полосе или разворачивается в неположенном месте, - достаёт телефон, фотографирует и загружает фото в приложение. А спустя пару дней нарушитель получает «письмо счастья» в виде штрафа.
После этого дальнейшее прохождение законопроекта было заморожено, и вот наконец-то воз сдвинулся с места: президент поручил до июня внести в этот вопрос определённость.
Безусловно, контроль за водителями - вещь важная и нужная. Сегодня инспекторов ДПС на дорогах днём с огнём не сыщешь, да и камеры висят не везде, что позволяет кое-кому откровенно беспредельничать за рулём. А потому любая подмога со стороны граждан, готовых перевоплотиться в «народных инспекторов», может оказаться полезной для наведения порядка на дорогах.
И вот тут-то, судя по всему, нам придётся столкнуться со множеством подводных камней.
В настоящее время выписывать штраф без оформления протокола законодатель разрешает лишь на основании материалов, полученных с автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений. Смартфон для этой цели не годится, поскольку он является «управляемым инструментом» в руках человека - такие штрафы незамедлительно отменяются судами.
МВД предлагает следующий алгоритм: человек, зафиксировавший нарушение с помощью приложения, должен быть зарегистрирован на Госуслугах, а само приложение должно быть единым для всех регионов. Лишь при таком условии создание и функционирование нового сервиса (он уже получил название «народный инспектор») позволит оформлять наказание на автовладельцев без протокола.
Но это ещё не всё: ко всему прочему, необходимо будет внести поправки в КоАП. Предполагается, что с помощью сервиса можно будет привлекать к ответственности за нарушения правил парковки, непредоставление преимущества в движении, проезд под шлагбаум или на красный свет, разворот или движение задним ходом (где это запрещено), нарушение требований знаков или разметки, выезд на встречную полосу, движение по выделенной полосе и непропуск пешеходов.
Поскольку водители вряд ли смогут поучаствовать в этом инновационном проекте в силу того, что загрузить в приложение запись с видеорегистратора будет нельзя, а пользоваться гаджетами за рулём запрещено, получается, что «народный инспектор» - это инструмент в руках (в первую очередь) пешехода. Который будет работать, прежде всего, против статичных нарушений ПДД типа парковки под знаком или на газоне.
Стоит ожидать ещё одной негативной особенности: выявление нарушений гражданами может преследовать цель мести одних против других - встал на моё парковочное место, я тебя штрафовать буду! У нас сегодня и так хватает психически нездоровых людей, помешанных на выискивании нарушений даже там, где ими и не пахнет!
Следующий подводный камень - морально-этический. Если на Западе в порядке вещей сообщать куда следует о противоправном поведении того или иного гражданина, то у нас это считается не нормой поведения и выполнением гражданского долга, а является (по мнению многих обывателей) обыкновенным «стукачеством». Подобные инициативы не всегда имеют благой смысл, а лишь стравливают людей.
Хотя, если разобраться, нарушая ПДД, водитель притесняет права других. А почему, собственно, те должны это терпеть? Никто не будет «стучать» на вас, если вы сами при этом ничего не будете нарушать!
Передача полномочий регионам (такое содержится в законопроекте) позволит отдать им на откуп всё сразу - установку ограничений для водителей, их администрирование и получение средств. Выгода для них в росте числа нарушений ПДД очевидна - возникает мотивация штрафовать как можно больше людей. Это приведёт к искусственному созданию огромного количества бессмысленных ограничений и ловушек на дорогах.
Есть опасение, что в силу правовой неграмотности некоторых граждан многие фото не будут иметь доказательной базы по одной простой причине: кажущееся им нарушение ПДД на самом деле таковым может не являться. И, на мой взгляд, ещё крайне важно, чтобы «доброжелатель» не был анонимом и нёс ответственность за предоставление ложной информации.
А как вы относитесь к такому нововведению?
Читайте мои последние публикации на канале:
- Почему не приколоться, если очень сильно хотца?
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!