Найти тему

В Сургут эвакуировали детей из ДНР, чтобы спасти их от обстрела

70 человек прилетели в Югру спецрейсом из Донецкой народной республики. В основном это дети, некоторые с родителями. Взрослые остались сторожить дома, иначе мародеры разграбят. Сюда эти люди приехали только на время – переждать военный конфликт. И все надеются вернуться на свою родину. Они выезжали из своих домов под непрекращающийся грохот орудий и до сих пор боятся громких звуков. Кажется, вот-вот рядом разорвется снаряд.

У вас тихо

Часть этих детей уже родилась под обстрелами. Они не знают, что такое мир. В Югре для них слишком спокойно и непривычно. Что за затишье такое? «Нервы совсем ни к черту», – по-взрослому тихонько признаются подростки. Возбуждены. Многие впервые в жизни летали на самолетах.

У Маши Рыжковой в Горловке осталась бабушка. Сторожит дом. Ведь Маша обязательно вернется туда, когда станет безопасно. Как говорят пассажиры этого спецрейса, «когда наши победят».

– Мы ждали эвакуации под лютой бомбежкой. Я просыпалась много раз в четыре, пять утра. Очень близко били. Потом в самолете мы пережили непередаваемые ощущения. Кто-то летал в первый раз. Мы все еще боимся громких звуков, каждого выстрела, шороха. Я хочу тут отдохнуть от обстрелов, подлечить, так сказать, нервы. У меня за домом осталась следить моя бабушка, я за нее безумно переживаю. Я надеюсь, что скоро наши победят, – призналась 12-летняя жительница поселка Зайцево Мария Рыжкова.

Эти люди прилетели из того самого многострадального поселка Зайцево. Это постоянная прифронтовая территория, на которой вот уже восемь лет ведутся непрерывные военные действия. Эти люди живут под звуки снарядов. На всякий случай в их домах есть подвалы, чтобы спрятаться. Но не у всех.

– Жители поселка Зайцево вывезли мамочек с детьми, потому что в последнее время украинские военные стали бить именно по жилому массиву. Есть уже погибшие. Женщина. Много раненых. Много разрушенных домов. Держать больше людей мы не имели права. 5 марта приняли решение быстро их эвакуировать и по дороге решали вопрос, куда их доставить. Очень благодарна организаторам, что приняли такое решение и привезли нас в Югру. К нам везде было такое внимание, что низкий поклон от всех мамочек и от меня лично как руководителя группы, – поблагодарила жительница ДНР Ирина Якун.

Чудом выжили

Группа добиралась тяжело. Выезжали на автобусах под обстрелом. Люди говорят: слава богу, что все остались живы и здоровы. Из-за военной обстановки аэропорты закрыты. Люди доехали до Ростова-на-Дону и там оформили статус беженцев. Затем добрались до Минвод поездом. И оттуда уже спецрейсом – в Сургут.

– Боевые действия начались раньше, чем люди успели эвакуироваться. Они ждали десять дней гуманитарного коридора на эвакуацию в Россию, – поясняет руководитель штаба добровольцев Югры Светлана Басова.  – Всю дорогу их сопровождали добровольцы Гуманитарного корпуса Югры. Волонтеры обеспечивали людей самым необходимым. В самолете с ними также летели представители Центра медицинских катастроф. Медики и психологи наших социальных служб поддерживали людей.

В Югру приехал 71 человек. 20 взрослых и 51 ребенок, трое – новорожденных Самому младшему чуть больше месяца. Дети в основном школьники. В делегации есть ребенок – инвалид второй группы, он не слышит и не говорит. 15 детей приехали по доверенности, вообще без родителей, потому что те не смогли покинуть свой дом.

– Мы с 2014 года поддерживаем этих жителей гуманитарной помощью и социально-культурными программами. В Зайцево мы были и с нашим музыкально-драматическим театром, и с Дедом Морозом Югры, и с кукольным театром из Нижневартовска. И отправляли детей на море там же на территории ДНР. Привозили постоянно подарки на Новый год. Этот поселок – наша подшефная община. Очень хорошо, что они попали к нам, – рассказала Светлана Басова.

Война не прекращалась…

– Все восемь лет для нас война не прекращалась. Наш поселок Зайцево разделили на две части. Одна – подконтрольная Украине, другая – подконтрольная ДНР. Это поле битвы. Постоянно идут обстрелы. Не было такого, чтобы было перемирие, как в Горловке, чтобы сколько-то не обстреливали. Их начали сильнее бомбить только в последнее время. У нас в Зайцево это вообще постоянно. Максимум два-три дня тишины, – делится Ирина Якун. – Главная цель у нас, чтобы дети были в безопасности. Чтобы с детьми поработали психологи, чтобы их обследовали. Есть раненые, контуженные, те, кто лишился родителей. Или в их дом попал снаряд – и у них до сих пор стресс. Эти дети с самой передовой. Поселок Зайцево по сути «держит» военную границу, чтобы военные не зашли в Горловку.

Измученные и уставшие люди приятно удивляются доброму приему и щедрому гостеприимству северян. Для них это все странно и непривычно. Их встречает толпа журналистов, их судьбой и чувствами интересуются. Им рады и о них заботятся. Это совсем не то, чем их одаривали по ту сторону военной границы. Спокойно рассказывают о типах снарядов – научились различать по звуку.

– Стрелковый бой для нас – будние дни. Это нормально, спокойно и хорошо. Если уже начинаются тяжелые снаряды, тогда спускаемся в подвал, – поясняет Ирина. – Сейчас обстановка еще накалилась. Если раньше стреляли 120, 152, то сейчас «градами», «ураганами». Поэтому сегодня мы здесь, хотя нам домой очень хочется. Мы не хотели уезжать и долго не выезжали. Первый вывоз был намного раньше, но мы ждали и наделись, что нас не тронут и мы не уедем из своих домов.

Сейчас никто из них не знает, что с их домами. Стоят ли они еще. В Зайцево разрушена школа. С лица земли стерты целые улицы. Обстановка заставила этих людей сменить место жительство. Но они верят, что это на время.

В Сургуте эвакуированные поселились на базе «Олимпия». Пункт временного пребывания рассчитан на 130 человек. Гостиничного типа номера, питание и место для детских игр. Их ставят на миграционный учет, помогают оформить необходимые документы, чтобы получать социальные выплаты от страны.

– Мы хотим переждать. Я думаю, что нам здесь помогут. Такое мы видим внимание при встрече… Домой очень хочется. Надеемся, что все-таки вернемся домой, и надеемся, что ДНР скоро станет частью Российской Федерации, – признается Ирина.

Сейчас эвакуированные адаптируются и отдохнут. Получат медицинскую и психологическую помощь. А после Югра поможет им организовать досуг и обучение для школьников.

Фото: Рамиль Нуриев