Я не смогла привить ребёнку любовь к чтению с рождения. На ночь читала, покупала красивые книжки… Но вот сыну стукнуло 11 лет, а с томиком Дюма он не уединялся, предпочитая классику игры в Roblox. Меня это тревожило, я очень переживала, что мальчик вырастет неэрудированным, будет говорить коряво — короче, соберёт весь букет из последствий жизни без чтения.
Тогда я начала всерьёз задумываться, как привлечь ребёнка к книгам. С первой проблемой, с которой я столкнулась, было то, что я сама не могла ответить на вопрос «А чем книга лучше видоса?» Отсюда следует, что важно определиться для себя, почему читать — это полезно. Просьбы родителя, который не уверен в своих словах, не вызывают мотивации. Меня очень вдохновил гид литературного критика Галины Юзефович про чтение. В нём описаны шаги, рассказывающие, как мотивировать ребёнка читать и почему это очень важно.
Гид бесплатный, скачать его можно здесь.
Вот несколько аргументов за чтение:
- Читать полезно, потому что мы все на самом деле бесконечно заняты производством и потреблением письменного текста. Нынешнее поколение пишет гораздо больше, чем все предыдущие поколения вместе взятые: мы общаемся в WhatsApp, Telegram, Facebook, постоянно пишем друг другу электронные письма.
Писать-то мы уже хорошо научились, а вот читать — не очень. Часто оказывается, что, например, рабочая переписка безумно неэффективна, потому что люди не могут понять, проанализировать то, что им написали. И вот этот навык прокачивается в том числе чтением литературы. - Чтение способствует развитию эмоционального интеллекта, потому что книга в наибольшей степени вовлекает читателя в процесс эмпатического сопереживания персонажу. Ты фактически оказываешься внутри, в голове у героя. Когда ты читаешь про Гарри Поттера, то ты Гарри Поттер, ты полностью разделяешь его эмоции, мотивацию, логику.
- Книга развивает воображение, потому что это кино, которое каждый из нас снимает в своей голове для самого себя. Мы сами должны придумать звуковую дорожку, провести кастинг, срежиссировать сцену. У нас есть основа, которую мы можем раскрасить в соответствии со своими пожеланиями.
- Можно говорить о книге просто как о ещё одном типе развлечения. Почему-то для многих шок, что книга — это просто способ приятно провести время.
Не нужно заставлять ребёнка читать — это не работает. Он не начнет читать, если ему будет неинтересно: максимум — помусолит странички, а потом даже не вспомнит, о чём они. Не делите книги на категории «достойно» и «недостойно». Подбирайте по интересам и увлечениям: нравятся комиксы — пускай читает графические романы. Любит играть в компьютерные игры — по их мотивам выпускают кучу беллетристики.
Пара идей, как искать те самые книжки, которые зацепят ребёнка:
- Нужно быть самому себе и, соответственно, своему ребёнку книжным навигатором. Перечитывать любимые книги своего детства и примерять, что из этого зайдёт.
- Если говорить о новых книгах, есть довольно много хороших интересных блогеров, которые пишут о детской литературе. Нужно искать какие-то свои голоса, своих блогеров, критиков, авторитетов, следить за ними.
Рекомендации:
- Екатерина Асонова — критик, пишет о детской литературе в Instagram;
- Евгения Шафферт — тоже делает обзоры книг в Instagram;
- обозревательница Ольга Лишина, которая ведёт Telegram-канал и пишет там о современной литературе — о девочках, для девочек, которая больше может понравиться девочкам и т. д.
- Ходить в книжный магазин — онлайн или офлайн — и смотреть, листать, пробовать, «накладывать» книги на своего ребёнка.
Когда я перестала давить на сына определёнными книгами и количеством страниц и стала поощрять любой интерес к чтению (и комиксы и книги, которые мне казались низкосортными), ребёнок начал читать. Пошли пятёрки по литературе в школе. Заметно грамотнее стали сообщения в ватсапе. Так что не сдавайтесь и не набрасывайтесь на ребёнка, а поддерживайте и мотивируйте его.
Продублирую ссылку на гид по чтению от Галины Юзефович. Он очень помог мне побороть все страхи: теперь у меня читающий сын, которому не надо объяснять, чем полезны книги. Он и сам всё понимает.