Через Дон в районе Ростова-на-Дону перекинуто несколько мостов и у каждого своя обширная и интересная история. Но ростовский разводной железнодорожный мост уникален тем, что, во-первых, ему уже больше века. Движение по мосту было открыто 9 мая 1917 года. А во-вторых, это первый разводной мост такого типа в России.
У нашего моста есть предшественник, также разводной железнодорожный мост через реку Дон. В 1845 году впервые паровоз с грузовым составом пересек реку по новому мосту. Строительство моста стало заключительным этапом строительства железнодорожной линии между Ростовом и Владикавказом.
Концессионером ( концессия - вид партнерства между частным бизнесом и государством, когда частник владеет частью или целым. Например, частный капитал строит дорогу и передает ее в пользование государству, но сам остается владельцем) стал барон Штейнгель, который и создал акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги.
Первый мост имел одну колею и пять пролетов, длина моста составляла 250 метров. Разводным был средний пролет. Эта часть мост вращалась на опоре, поворачиваясь строго перпендикулярно оси моста, открывая два узких прохода для речных судов.
Из-за того, что проход бы достаточно узким, течение часто было слишком сильным, речные суда сталкивались с опорами моста. Поэтому для решения этой проблемы решено было построить специальные баржи, которые на якоре находились с обеих сторон моста и с помощью канатов и паровой лебедки "затягивали" корабли в проход. Только за 1913 год такими спусковыми баржами были переведено 3807 судов.
Однажды мост сильно пострадал во время ледохода. Ледоход начался во время небольшой оттепели в ночь с 24 на 25 января 1915 года. Тогда льдины начали срывать с якорей пришвартованные на зиму у набережной суда, сбивать деревянные причалы и настилы. Больше 10 речных судов оказались у моста, некоторые из кораблей повредили нижнюю часть мостовых пролетов. Движение по мосту сразу было перекрыто. Примечательно, что изготовление новых металлических конструкций и их установка была проведена всего за неполные двое суток. Уже вечером 26 января поезда вновь пошли по мосту. А вот корабли остались в ледяном плену до весны.
Вообще первый мост, автором проекта являлся инженер путей сообщения Эраст Зубов, для своего времени был в технологическом плане передовым и уникальным для тогдашнего российского мостостроения. Однако, через двадцать лет после строительства моста уже не "хватало" для возросшего объема перевозок. Была запущена железнодорожная линия в Новороссийск, открыт транспортный путь к Волге и Каспию - нужен был новый мост, который, собственно, уже начали строить в 1912 году. А строительство было завершено в 1917 году.
Некоторые недостаточно осведомленные "историки" утверждают, что трехпролетный мост с разводной средней частью, которая поднимается вверх для прохода речных судов, чуть ли не полностью в разобранном виде был доставлен из Америки. Это абсолютное заблуждение, так как мост был полностью спроектирован профессорами С.И. Белзецким, Н.А. Боголюбовым и Г.П. Перидерием. Это был действительно первый в России мост с вертикально-подъемной системой. Все металлические конструкции моста были изготовлены на Мальцевских заводах. Отношение к Америке имеет только подъемный механизм, он был запатентован тамошним инженером Гунтером и изготовлен для ростовского моста там же.
Интересно, что за производством в Америке механизма наблюдал командированный туда инженер П.С. Янушевский. А за установкой механизма в Ростове наблюдал его создатель инженер Гунтер. Старый мост, кстати, уже не эксплуатируемый, простоял до 20-х годов, потом его разобрали и основную часть конструкций использовали при строительстве железной дороги между Сочи и Адлером.
Зимой 1920 года из Ростова отступала Добровольческая белая армия под командованием Деникина. Когда уже все войска были на левом берегу Дона, решено было мост взорвать. Однако, через некоторое время было принято другое решение - мост развести, а одну из деталей, без которой пролет невозможно было бы опустить, должен был забрать последний бронепоезд "белых". По возвращении или при наступлении "белые" бы вернули запчасть на место и опустили мост.
Когда пришли "красные" рабочий генераторной станции моста сделал из древна и меди по схемам в альбоме новую деталь. Дело в том, что,хоть "белые" из забрали деталь, схемы остались у рабочих. Вот так и получилось, что один рабочий сберег мост от уничтожения. Но взорван мост все-таки был 21 ноября 1941 года - во время отступления Красной армии из Ростова во время Великой Отечественной войны.
Когда на подступах к городу начались боевые действия, рядом с разводным мостом был построен еще один железнодорожный неразводной мост, у него было множество свайных опор и много низко расположенных ферм, так что судоходство по Дону в этой части было практически остановлено. Мост был взорван вместе с разводным при отступлении.
Через неделю советские войска освободили Ростов, первым делом был восстановлен неразводной мост, затем начали восстанавливать и разводной. Но уже 24 июля 1942 года город снова был оккупирован. Уникальный мост снова был разрушен.
Восстановленный мост открыли только в 1952 году, перед открытием Волго-Донского канала. Мост был построен на месте старого, первого, разводного моста на оставшихся, старинных, но укрепленных, опорах. По конструкции мост был копией первого экземпляра, но добавилось несколько деталей и усиленная перекладина сверху для дополнительной прочности и прокладки кабелей. Также на вершинах разводных башен появились небольшие помещения, где установлены механизмы, благодаря которым можно развести мост вручную. Говорят, что это придумал еще инженер Гунтер.
Кстати, на фото видно, что ниже по течению, рядом с мостом стоят опоры. Эти те самые опоры, на которых стоял первый такой разводной мост, открытый в 1917 году.
Фото Аркадий Илюхин
Добавляйте блог в закладки, чтобы не пропустить новые публикации! Больше фото, комментарии и обсуждения - в нашем сообществе в ВКонтакте. Канал на YOUTUBE - здесь.