Этот двухсерийный телефильм, по праву считается одним из самых ярких и значимых отечественных детских фильмов. Темы, которые затрагивают создатели этого фильма, далеко не "детские".
"Не покидай... " (1989) стал, по-настоящему, культовым фильмом замечательного, талантливого, и, я бы сказал, необыкновенного режиссёра Леонида Нечаева, создателя таких шедевров как "Приключения Буратино", "Про Красную шапочку" и др. Искусство, созданное в картинах Нечаева, навсегда останется в сердцах тогдашних детей, а ныне взрослых, уже состоявшихся людей. Работы Нечаева делали нас добрыми, отзывчивыми и понимающими людьми. Они делали нас лучшими из лучших.
Для начала скажу, что, традиционно, в фильме поднимаются темы добра и зла, богатства и бедности, радости и печали. Однако, сюжет фильма несёт в себе более точный посыл: акцент больше сделан на тему "правды и лжи". Мало того, эта история, являясь сказкой, к сожалению, завершается самой настоящей трагедией, что, согласитесь, нехарактерно для сказок, в традиционном их понимании.
Фильм музыкальный, от начала и до конца, за что отдельное спасибо режиссеру Леониду Нечаеву, композитору Евгению Крылатову и поэту Леониду Дербеневу. Да, музыкальная составляющая для детского фильма жизненно необходима всегда, по понятным причинам, но в этом фильме музыка превосходит все ожидания. Об этом чуть позже.
В целом, фильм "Не покидай..." никак не связывается с теми, так называемыми "перестроечными временами". Всё "дорого-богато". Дворец, город и костюмы героев - полностью соответствуют всей этой истории.
Элементы комедии, периодически просматриваемые в фильме, напоминают нам о том, что фильм, всё-таки, детский, однако некоторые движения руками, которые позволяет себе Король, совершенно непозволительны для показа детской аудитории. Наверное, это единственное, к чему можно придраться.
И всё же, я бы сказал, что фильм "подростковый", так как отдельные темы, детям младшего возраста просто не понять.
Когда состоялась премьера по телевидению, мне было восемь лет. Я понял абсолютно всё, что хотели донести до зрителя создатели этой телекартины. Единственное, на что я сразу обратил внимание - название фильма, из-за чего он показался мне каким-то грустным сразу, ещё с момента просмотра начальных титров.
Краткое содержание истории
Основное население Королевства Абидония сосредоточено в одном городе, столице, где находится королевский дворец. В остальных краях Абидонии, по причине тотальной бедности, мягко говоря, небезопасно, в том числе, из-за разбойников, орудующих в лесах.
Упадок в государстве начался с приходом на трон Короля Теодора. Он пришел к власти сразу же после убийства королевской четы - Короля Анри и его супруги Эммы. Убили их неизвестные лица, во время пикника. На том пикнике присутствовали и бродячие артисты - муж и жена. В результате переполоха, артисты бросили свои куклы-марионетки и другие принадлежности в лесу.
В итоге произошедшего, высшее сословие Абидонии, во главе с Главным Канцлером, решило, что королём станет Полковник королевской армии Теодор, женатый на средней сестре Королевы Эммы, Флоре.
Король Теодор, по долгу своей предыдущей службы, очень любит всё, что связано с армией, в частности, он без ума от лошадей.
Младшая сестра бывшей Королевы Эммы и нынешней Королевы Флоры, Оттилия, является супругой Главного Канцлера государства.
У теперешней королевской четы есть дочь - Принцесса Альбина, которой двадцать лет. Альбина своенравная и гордая девушка, под стать королевской дочери.
Во дворце живёт немой поэт по имени Патрик, "подкидыш", который воспитывается при дворе с младенчества. Его очень любит Королева. Альбина же воспринимает поэта как своего поклонника. Не более. Она должна непременно выйти замуж за принца, поэтому она не рассматривает "стихоплёта-Патрика" в качестве жениха.
История берет свое начало как раз с беседы Альбины и Патрика, хотя и говорит там только Принцесса, а Патрик лишь кивает головой и смотрит на неё влюбленными глазами. Суть разговора была в том, что Король пригласил на сватовство к Альбине зарубежного гостя - Наследного Принца Пенагонии Пенапью. Альбина в предвкушении знакомства. В пенагонской энциклопедии, она вычитывает о будущем госте всю полезную для себя информацию, после чего, Принцесса удаляется на завтрак с Королём, Королевой и тётей Оттилией. Капризная Принцесса недовольна тем, что за все двадцать лет, у неё единственный ухажёр, и тот "нем как статуя".
Марселла, одна из служанок дворца, поднимается в комнату Патрика. Девушка влюблена в немого поэта, но Принцесса постоянно "контролирует" всех и вся с портрета, висящего на стене, в комнате Патрика. Марселле непонятно, зачем Патрик нужен Принцессе? Она поёт об этом песню, во время уборки комнаты. Патрик спускается вниз, и, для целей борьбы с депрессией, вступает в поединок с Лысым лакеем дворца. В момент фехтования, мысленно, он поёт песню о том, что особо не видит смысла своей жизни.
Тем временем, по лесу, в повозке, едут двое бродячих артистов, супружеская пара - Жак и Марта. Жак - сын Жан-Жака Веснушки, артиста, который, вместе с женой, был на пикнике, во время убийства королевской четы Абидонии.
Артисты, в указанном отцом Жака месте, откапывают ящик с игрушками и другой "театральной утварью".
В этот же лес въезжает экипаж Принца Пенагонии Пенапью. Кареты подвергаются нападению со стороны местных разбойников. Разбойники не гнушаются ни чем, и даже раздевают самого Принца. Охрану они привязывают к дереву. Среди богатства - конь "Милорд", которого Принц везёт в подарок абидонскому монарху, в знак удачного сватовства с его дочерью.
"Милорда" забирают разбойники, вместе с другими лошадьми, сундуками и всем имуществом Принца, которого разбойники сажают в карету, перед этим завязав ему глаза, и, без лошадей, спускают карету по уходящей вниз дороге. Открыв глаза, Принц понимает, что сейчас погибнет, но ему повезло - карета наткнулась на кочку и повисла над самым склоном. Всю эту картину увидели Жак и Марта. Они помогают Принцу покинуть аварийную карету и забирают его с собой. Его путь продолжается в повозке бродячих артистов. С их помощью, Принц попадает в город. Уже в городе, они сталкиваются с надувательством и начинают осознавать, что жители Абидонии тотально лгут друг другу.
Канцлер всегда знал, что Король недалекого ума человек. Сам Канцлер считает себя слишком умным, и, поэтому, с огромным трудом терпит своё существование на вторых ролях. Король и Канцлер вызывают на допрос двух студентов, которые пытаются говорить людям Абидонии правду. Эти студенты, в песне, намекают Королю на то, что убийство предыдущего монарха его рук дело.
По приезду Принца во дворец, Король встречает его лично. Узнав, что Принца ограбили, Король снимает дорогую одежду с одного из гостей, и одевает в неё Принца. Бродячих артистов же он отправляет в тюрьму.
Марселла получает от Короля распоряжение сжечь ящик бродячих актеров, однако девушка показывает ящик Патрику. Там они находят засохшую розу, синего цвета. Патрик, опять же, внутри себя, поёт песню о назначении этой розы. "Там, где она расцветает, там никто не солжёт". То есть, роза волшебная, а её аромат выводит всех лгунов на чистую воду.
Из-за ограбления Принца на дороге, отношение к нему, со стороны Короля, уже слегка пренебрежительное, и, поэтому, Король распускает всех гостей. На празднике остаётся лишь иностранный гость и Королевская семья. В разговоре, Альбина и Принц понимают, что друг другу не подходят. Пенапью находится в полном расстройстве от новости, что Король заточил в тюрьму спасших его друзей и преступно завладел конём "Милордом".
Марселла приносит Патрику розу. Благодаря стараниям девушки, роза расцвела. Роза начинает благоухать. Внезапно заговорил Патрик, а затем он спел всем песню. Пенапью, Марселла, Альбина и Флора счастливы, что Патрик заговорил.
Тем временем, находясь в столовой, Королева вдруг объявляет всем присутствующим, что Патрик её племянник, а Король говорит, что предыдущие Король и Королева, были убиты наёмными людьми, в результате заговора, который организовали Канцлер, Оттилия и сам Теодор.
Флора в полном расстройстве, так как она об этом ничего не знала, но из-за того, что Канцлер угрожал ей сослать Патрика, она, как и все остальные, скрывала, что Патрик - королевский сын и наследник Абидонии. Альбина в шоке из-за лжи всех вокруг, так как это означает, что она может выйти замуж за Патрика, а не искать другого принца. Все понимают, что Патрик должен стать Королём Абидонии.
Королева Флора навсегда покидает дворец, так как жить под одной крышей с предателями, которые убили её сестру, она больше не может. Король Теодор объявляет всем, что он устал от царствования. Канцлер и Оттилия не хотят видеть Патрика на престоле, однако им остаётся только смириться с этим фактом.
Узнав всю правду, Патрик, Пенапью, Марселла, Полковник королевской армии и выпущенные из тюрьмы Жак и Марта, находясь среди простых людей, устраивают в городе целый праздник.
Вернувшись во дворец, компания сталкивается с Канцлером, который не понимает, по какой причине вылезла вся правда. Он предупреждает всех, что правда губит людей, а во лжи жить гораздо проще. Марселла демонстрирует то средство, благодаря которому эта правда вышла наружу. Канцлер выстреливает в вазу, но попадает в Марселлу. Из-за того, что роза осталась невредимой, Канцлер выпивает яд.
Марселла, находясь при смерти, просит Патрика спеть ей песню, так как "раньше он не мог петь, а потом она не сможет его слушать". В этот момент, роза из синей превращается в красную, теряя свою волшебную силу. Роза "сделала своё дело", открыв всю правду о людях.
Фильм стал невероятно популярен у зрителей. Его показывали многократно, в период с 1989 по 1991 год.
Фильм снимали в окрестностях Минска, в Таллине, во Львове и в Ялте.
На роли Короля, Королевы и Канцлера были приглашены, соответственно, знаменитые Вячеслав Невинный, Лидия Федосеева-Шукшина и Альберт Филозов. Роль Оттилии блистательно исполнила латвийская актриса Регина Разума. Отметим шикарную игру Варвары Владимировой, Светланы Селезневой и Артёма Тынкасова. К сожалению, Игорь Красавин ("Патрик"), при всей своей внешности, профессиональным актёром не был (его увидел Нечаев в метро), и это сказалось на качестве его работы в фильме. Даже если закрыть глаза на то, что песни поёт не он, как и многие актеры в фильме, которые имитируют пение под чужой вокал, Красавин не показывает всех эмоций героя. Однако именно Игорь Красавин становится кумиром для девчонок того времени.
Многих артистов дублируют профессиональные актеры, среди которых: Ольга Машная ("Альбина"), Елена Цыплакова ("Марта"), Лариса Удовиченко ("Оттилия"), Анатолий Тукиш ("Патрик") и даже сам Леонид Нечаев ("Лакей"), который, кстати говоря, сыграл в фильме небольшую роль - обувщика.
Что касается музыкальной составляющей, то в фильме, помимо отдельных мелодий, звучит, ни много ни мало, шестнадцать песен, что делает этот телефильм почти мюзиклом. Наиболее значимыми являются три песни - "Там, где она расцветает", "Не покидай" и "Надежда", в исполнении Анатолия Тукиша. Песни "Правда", "Надоедает...", "Чувствительность зрителя" и "Тюремная песня" - дуэты Анатолия Тукиша и Натальи Островой. Песню "Врёт энциклопедия" поёт Артём Тынкасов. Песню Разбойника поёт Павел Бабаков. Женские вокальные партии, в основном, исполняет Наталья Островая. Её голос звучит в песне Принцессы "Турниры отменили", "Песне Марселлы" и во многих других песнях. Также, отметим песню Патрика на поединке с Лакеем "Жизнь моя", в исполнении Анатолия Тукиша. Хор Львовского академического театра оперы и балета поёт в следующих песнях: "Женские наряды", "Тюремная песня", "Счастье без обмана" и "Надежда". Своими голосами, в "Утренней Молитве", поют Вячеслав Невинный и Лидия Федосеева-Шукшина.
Теперь о смысловой составляющей фильма
История наглядно показывает как одни люди прозревают, в результате вышедшей на поверхность правды, а другие остаются при своём мнении, продолжая гнуть свою линию до последнего. Так, скажем, Король, в самом финале, говорит Канцлеру, что потерять семью из-за короны он не хочет. Ему не нужна власть такими жертвами. Он хочет на природу, где чувствует себя, по-настоящему, свободным человеком.
Представшая в начале фильма капризной и избалованной, Принцесса Альбина осуждает отца, тётку и её мужа. Она искренне жалеет Марселлу. Все остальные, кроме Канцлера и Оттилии, как были честными и порядочными людьми, так и остались таковыми.
Прослеживается и то, что Патрику вообще не нужна эта власть. Он творческий человек, поэт, автор песен и певец, а не Принц или Король. Ему нужна только свобода и счастье всех людей вокруг.
Спасибо создателям этого фильма. Я счастлив, что в моей жизни когда-то появилась прекрасная история, которая учит человека тому, что нужно стараться говорить только правду и дружить со всеми людьми.
Автор статьи Александр Богданов
Режиссёр-постановщик Леонид Нечаев
Оператор Анастасия Суханова
Автор сценария Георгий Полонский
Композитор Евгений Крылатов
Поэт Леонид Дербенёв
В ролях:
Варвара Владимирова - Альбина
Игорь Красавин - Патрик
Артём Тынкасов - Пенапью
Лидия Федосеева-Шукшина - Королева
Вячеслав Невинный - Король
Регина Разума - Оттилия
Альберт Филозов - Канцлер
Светлана Селезнёва - Марселла
Елена Антонова - Марта
Владимир Ставицкий - Жак и другие
#кино #фильм #советское кино #советский фильм #советский союз #кинематограф #любовь #ложь #правда #шедевр