…Храм Спаса Преображения на Нередице действительно храм-мученик, но от этого его величие лишь усиливается.
Построенный в 1198 году неподалёку от (Рюрикова) Городища великим князем Ярославом Мудрым (на одной из уцелевших фресок князь преподносит модель церкви Господу), храм изначально планировался как великокняжеская усыпальница. Впрочем, внезапно освободившийся киевский престол показался князю куда более привлекательным, но храм сохранил титул «великокняжеской обители». Это, однако, не спасло его от пожаров, опричных разорений «удальцами» Ивана Грозного, да и, чуть позже, шведы «похозяйничали».
Казалось бы, как говорится в известном фильме, «усё пропало», как вдруг, на Парижской выставке 1867 года акварельные копии фресок Спаса на Нередице получают всемирное признание и одну из высших медалей самого главного тогда форума. Появилось «паблисити» и даже некоторая надежда на «просперити», воплотившаяся в потрясающей с точки зрения тщательности реставрации работе академика архитектуры Покрышкина в 1903-04 годах. Это было действительно чудо! С этого момента и вплоть до второй мировой войны специалисты (при всех властях) осуществляли тщательное копирование и обмер фресок храма. Как оказалось, это явилось подлинным спасением для объекта, включенного в 1992 в список Всемирного наследия UNESCO.
Но это будет позже. А ранее, с 1941 по 1944 год храм находился 2 года и 8 месяцев под фактически непрерывным обстрелом вражеской артиллерии (линия обороны проходила именно здесь). Что в результате? Правильно: руины. А также потеря около 80% площади уникального фрескового покрытия. Неужели с этим можно жить дальше?
....Послевоенные реставраторы, следует полагать, не раз благодарили своих предшественников за точность описаний, позволивших не просто восстановить храм, но вернуть наследию человечества уникальное творение. А работа была проведена, что и говорить, ювелирная. Сколько уже приходилось видеть храмов, которые поновлялись современными «искусствоведами» так, что хотелось бежать прочь и не видеть такого ужаса. Здесь же волшебные руки реставраторов реанимировали не просто стены, но душу этого сокровища.