Найти тему
270 подписчиков

ТРЕУГОЛЬНЫЙ ХРАМ. История заброшенного храма РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА в с. Свиньино Галичского района Костромской области

110 прочитали

В Центральной России в наши дни есть много мест, где раньше жили люди. Они работали, воспитывали детей, облагораживали свою землю. Сегодня многие села ушли в небытие, и единственное, что напоминает современному человеку о том, что здесь было село или деревня, - это сохранившиеся строения. Доминантой любого дореволюционного города или села всегда был храм, а иногда целый храмовый комплекс. Одним из таких мест является село Свиньино Галичского района Костромской области, в котором стоит уникальный по архитектуре Христо-Рождественский храм.

Село Свиньино, по современному административному делению относится к Лопаревскому сельскому поселению Галичского района Костромской области. В XVII в. село упоминается в составе Тушебина стана Галичского уезда[1]. Село получило название по фамилии галичских столбовых дворян Свиньиных, которым оно и принадлежало. Род Свиньиных древний, известен с конца XVI века[2]. Так в 1545 г. в жалованной грамоте Ивана IV упоминаются Василий и Иван – два сына Карандашева, которым царь пожаловал несколько деревень в Тушебином стане. «Се аз князь великий Иван Васильевич, всеа Руси и пожаловал есми Восука да и Ивана Ивановых детей Карандашевых, что мне били челом и сказывали, что де у них в Галичском уезде в Тушебине стану… на те-де деревни… была у них отца нашего великого князя Василия жалованная грамота и тое-де у них грамоту взяли казанские татаровя и деревни их воевали и в полон поймали»[3]. Отмечается, что данный документ хранится при родословной росписи Свиньиных. В XVIII-XIX веках одна из ветвей разросшегося рода Свиньиных владела имением Ефремово в Галичском уезде, но жила в основном в Петербурге. К этой ветви принадлежали братья Пётр Петрович (1784—1841), тайный советник, сенатор, и Павел Петрович (1787—1839), русский писатель, издатель, журналист и редактор, художник, историк, географ прото-славянофильских убеждений, собиратель русских древностей, первый издатель журнала «Отечественные записки». Примечательно, что уже обедневший род Свиньиных упоминается Н.В. Гоголем в «Мертвых душах» в диалоге Чичикова и Коробочки:

— По крайней мере знаете Манилова? — сказал Чичиков.

— А кто таков Манилов?

— Помещик, матушка.

— Нет, не слыхивала, нет такого помещика.

— Какие же есть?

— Бобров, Свиньин, Канапатьев, Харпакин, Трепакин, Плешаков.

— Богатые люди или нет?

— Нет, отец, богатых слишком нет. У кого двадцать душ, у кого тридцать, а таких, чтоб по сотне, таких нет.

Чичиков заметил, что он заехал в порядочную глушь[4].

***

Одно из первых упоминаний еще о деревянной церкви Рождества Христова в с. Свиньино связано с уплатой дани в патриаршую казну шестнадцати алтын: "… на нынешний 136 г. деньги взято…"[5]. Из указанной даты - 136 г - очевидно следует, что речь идет о 7136 годе от сотворения мира. Таким образом, путем вычитания известного числа 5508, мы получим, что в 1628 году приход храма села Свиньино уже был действующим и платил дань. Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. также сохранила данные об уплате эти приходом "дани шеснатцать алтын, десятильничих и заезда гривна. И марта в 16 день те деньги взято. Платил десятильник Иван Мядынцов"[6]. Также сохранились данные об упоминании уплаты дани за 150 (1642), 164 (1656), 184 (1676) и 200 (1692) года[7].

В начале XVIII в. на месте старой, стороится новая деревянная церковь, о чем сохранился документ, который датируется 7 марта 1711 года. Отставной дворянин Василий Ермолаев Головин в Патриарший Казенный приказ написал письмо следующего содержания: "в прошлом 710 г. (1710 г. - прим. автора) по государеву указу и по благословению преосв. Стефана митр. Рязанскаго и Муромскаго[8], а по моему челобитью и по благословенной грамоте в Галиц. уезде в Тушебине стану в селе Свиньине по обещанию моему построил я церковь приходску во имя Рождества Христова теплую древянную на том же старом церковном месте, и та церковь построена и ко освящению изготовлена, и прошу тоя вышеписанную церковь освятить г. Галича соборному протопопу Иоанну Григорьеву и дать антиминс и о священии тоя церкви к нему протопопу дать освященную грамоту." 12 апреля 1711 года для нового храма "взял антиминс поп Григорий Виноградов"[9]. Известно, что в 1723 году проход насчитывал 40 дворов.

В последней четверти XVIII в. село перешло к их родственникам Антипу Федоровичу Булгакову и его жене, имевших здесь усадьбу. В переписи 1780 г. значится: «Село Свиньино с сельцом Горенки (Гора тож) Антипа Федоровича Булгакова, жены его урожденной Ларионовой, в селе 12 дворов. Село по обеим сторонам большой Чухломской дороги, в нем две деревянные церкви во имя Рождества Богородицы и Николая Чудотворца. Сельцо (усадьба) на суходоле, господский дом деревянный»[10]. В 1823 году на месте деревянной церкви Рождества Христована средства прихожан и дворянина Якова Антиповича Булгакова будет построен новый каменный храм, в один из приделов которого был перенесен престол из вышеупомянутого деревянного Никольского храма.

***

В издании 1863 г. "Статистическое описание соборов и церквей Костромской Епархии", составленном клириком Кафедрального Успенского собора г. Костромы протоиереем Иоанном Стефановичем Беляевым, о Христорождественском храме села Свиньино, дается следующая историческая справка:

«Каменная, без колокольни, построена 1823 года, попечением и иждивением г. Иакова Антонова Булгакова. Престолы: в славу Рождества Иисуса Христа, и в честь: Божией Матери, празднования Ея Успения, Святителя Николая и преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца. Причта по штату положено: священник и дьячок, и сверх штата пономарь. Жалованья штатному причту 96 рублей. Земли 33 десят. План и межевая книга хранятся при церкви на одну третью часть земли, а остальное количество оной значится на общем плане с смежными владельцами. Прихожан муж. Пола 286, жен. 334, дворов 88. В приходе селений 10, на 7 верстах от церкви; препятствий к сообщению нет. Георгиевская церковь, что на Мостище, в 2, и Николаевская, села Ваганова, в 6 верстах. От Костромы 133 версты»[11].

В более позднем издании (1911 г.), составленном преподавателем Костромской духовной семинарии Иваном Васильевичем Баженовым Христорождественская церковь с. Свиньино описывается так: "зданием каменная; построена в 1823 г. на средства двор. Иакова Антонова Булгакова и прихожан; колокольня каменная построена в 1875 г. на средства прихожан. Ограда каменная. Кладбище в полуверсте от церкви, окопано рвом и обнесено деревянной изгородью. Престолов 3: а) в честь Рождества Христова, б) Успения Божией Матери и в) святит. Николая Чудотворца и преп. Пафнутия, Боровского чудотворца. Достопримечательность церкви - крест с частями св. мощей 27 Киевопечерских угодников Божьих. Расстояние от Костромы 130 в., от Галича… 16 в. Ближайшие церкви: Троицкая, что на Мостище в 2 в. и Благовещенская с Ваганова в 5 в".[12]

Христорождественская церковь как и многие православные храмы, была закрыта не позднее 1930-х. По всей видимости тогда же была уничтожена колокольня. Сегодня храмовое здание частично руинированное, стоит заброшенным в полностью обезлюдевшем селе Свиньино.

***

Сохранившееся до наших дней храмовое здание во имя Рождества Христова имеет оригинальное, не свойственное церковной архитектуре решение. В своем основании церковь устроена в форме равностороннего треугольника со скругленными углами в который вписана ротонда. Следует отметить, что треугольные храмы они достаточно редкое явление[13].

Существующий храм построен в стиле классицизма, отличительной чертой которого является четкость геометрии и простота форм. Также в архитектуре храма прослеживаются элементы русского псевдоготического стиля. Храм стоит открытом месте, на вершине холма, откуда открывается широкий обзор окрестностей.

Храм стоит на довольно высоком гладком основании (цоколе), в котором со всех сторон прорезаны маленькие прямоугольные вентиляционные проемы - продухи, оформленные вдавленными рамками. Центральная ротонда завершается куполом, который увенчан маленькой главкой на цилиндрическом барабане, служит завершением всего храма. В скругленные углы храма также вписаны ротонды, а точнее полуротонды, имеющие пониженный объем. В них располагались алтарь и приделы, которые также были отмечены главками. На сегодняшний день сохранился лишь купол центральной ротонды, все угловые своды обрушились. Примечательно, что в одной из угловых полуротонд лежит упавшая главка (купол) с элементами свода и кровли. Фотографии храма 1999 года свидетельствую, что этот купол еще находился на месте. Три основных фасада храма имеют элементы (ризолиты), выступающие за основную линию фасада и идущую во всю высоту здания, и завершены пологими треугольными фронтонами. Каждая из 3 сторон храма имеет свой вход, который располагается центрального алтаря или придела. Каждый вход украшен 2 колоннами. Все фасады имеют по одному окну и по одному фальш-окну с каждый стороны от входа. В противоположность фасадам, стены угловых полуротонд гладкие, имеют по 3 окна. Стены венчающего храм ротондального объема прорезаны чередующимися между собой прямоугольными и тройными итальянскими окнами (последние по оси основных фасадов).

Обозрев храм, и убедившись в его треугольной форме, путешественник или исследователь зайдя во внутрь, сразу поймает себя на мысли, что основной внутренний объем храма представляет собой круг - ротонду. Сохранившаяся на стенах клеевая живопись в стиле классицизма выполнена в 1-й пол. 19 в. и прописана маслом во 2-й пол. того же столетия. Каждую из арок-проходов ротонды обрамляют темно-синие колонны с капителями, поддерживающие рисованный карниз. В широком поясе между карнизом и окнами ротонды в тонких рисованных рамках, помещены сцены, прославляющие христианские добродетели, где в каждом сюжете главным героем становится Сам Иисус Христос. Авторы живописи словно напоминают слова Господа: " И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне"(Мф. 25:40). В том же ряду, над западным входом расположен “Страшный суд”. Сюжетные композиции чередуются с живописными вертикальными восьмигранными филенками с орнаментом. Между окон ротонды написаны ангелы, в своде в облаках были избражены херувимы и Бог Отец. В колорите росписей преобладают коричнево-сиреневатые тона[14].

В Центральной России в наши дни есть много мест, где раньше жили люди. Они работали, воспитывали детей, облагораживали свою землю.-5
В Центральной России в наши дни есть много мест, где раньше жили люди. Они работали, воспитывали детей, облагораживали свою землю.-7

***

В заключении настоящей статьи следует сказать несколько слов о символике треугольника в христианстве. Если вновь присмотреться к схеме храма, то вписанный круг в треугольник напомнит на достаточно известный символ – Всевидящее Око – аллегорическое изображение, символизирующее Всеведение Божие. "Этот знак изначально не христианский. Он встречался еще в религиозных верованиях древнего Египта, как глаз бога Гора. В Индуизме существует аналогичное изображение третьего глаза бога Шивы. Треугольник можно встретить у Платона и пифагорейцев. Используют этот знак и масоны, называя его Оком Великого Архитектора вселенной (правда, под этим наименованием разумеется не Библейский Бог – Творец, а некое «абстрактное божество», по некоторым толкованиям – просто диавол)"[15].

В раннехристианскую же эпоху треугольник как символ Святой Троицы впервые использовала (принято считать) гностическая секта манихеев. Со временем эти символы попали в арсенал алхимиков, откуда их заимствовали философы эпохи Возрождения. Глаз был заключен в треугольник, символизирующий Троицу, и приобрел христианское значение Всевидящего Ока Господня. После он использовался и в западноевропейской иконописи как знак Бога-Отца.

В конце XVII века «Всевидящее око» перешло из западной иконографии в православную. Наибольшей популярностью этот знак пользовался в XVIII веке, а своего апогея достиг в начале XIX века, в эпоху царствования Александра I[16]. Кстати сказать, именно в эпоху царствования императора Александра I был построен Христорожденственский храм в с. Свиньино.

Почему именно такое необычное архитектурное решение для храма принял дворянин И. А. Булгаков, которому в те годы принадлежало село. Вариантов может быть всего два. Первая версия - мода. Поскольку символ «Всевидящее око» тогда был крайне популярен в России, у строителя и возникла идея постройки храма в таком нетрадиционном исполнении. Вторая версия - возможная принадлежность И.А Булгакова к масонству. Действительно, в первой половине XIX в. в России были популярны различные мистические движения[17], среди которых несомненно было и масонство, деятельность которого и сегодня покрыта ореолом таинственности. Однако эти движения изначально воспринимались как общества хранителей учения Христова, или даже саму Церковь признавали за центр таких обществ[18], и позднее было широко распространено в русском обществе. И, конечно, увлекаясь мистическими идеями, в рядах таких обществ оказывалось и много православных.Какая из этих версий несет в себе истину мы не знаем, и наверное никогда не узнаем, т.к. реальных свидетелей давно нет в живых, души их призвал к себе Бог.

Настоящая статья была опубликована в научно-богословском журнале "Ипатьевский вестник". - 2020. - С. 122-136.

[1] Старинные волости и станы в Костромской стороне. Материалы для историко-географического словаря Костромской губернии. 1909 г. - С. 51.

[2] Калинин Т. Г. О происхождении фамилии Свиньин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 9 (сентябрь). – С. 6. [Электронный ресурс]. – URL: http://e-koncept.ru/2017/175007.htm.

[3] Акты XIII–XVII вв., представленные в Разрядный приказ представителями служилых фамилий после отмены местничества / собр. и изд. Александр Юшков. Ч. 1. – С. 125–126.

[4] Гоголь Н.В. Мертвые души. - М.: Правда, 1979. - С.41.

[5] См.: Холмогоров В. И., прот. Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 1: Галичская десятина с пригороды Солигаличем, Судаем, Унжею, Кологривом, Парфеньевым и Чухломою жилых данных церквей 1628-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1895. - С. 48.

[6] Устинова И.А. Делопроизводственные документы Патриарших приказов 1-й половины XVII в.: Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Часть 6. // Вестник церковной истории . - 2016. - № 3-4 (43-44). - С. 29.

[7] См.: Холмогоров В. И. Указ соч. - С. 48-49.

[8] Речь идет о митрополите Стефане Яворском, который в то время был местоблюстителем Патриаршего престола.

[9] См.: Холмогоров В. И. Указ соч. - С. 48-49.

[10] Цит. по: Степановский сельский совет. [Электронный ресурс]. - URL: http://bekishev.ru/belorukov/derevni/galich/86.php

[11] Беляев И.С, прот. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству. - СПб, 1863. - С. 102-103

[12] Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. - Кострома, 1911. - С. 110.

[13] Нам известны: а) церковь Воскресения в с. Валуево Чухломского р-на, 1803-08; б) церковь Николая Чудотворца в с. Затока Галичского р-на, 1809; в) церковь Спаса Нерукотворного в с. Кинтаново Любимского р-на Ярославской обл., 1809; г) церковь Владимирской иконы Божьей Матери, ус. Виноградово Московской обл., 1772-1777 гг., - самый ранний известный треугольный храм; д) церковь Святой Троицы, д. Большая Своротва Барановичского р-на Брестской обл. Республики Беларусь.

[14] Памятники архитектуры Костромской области: город Галич и Галичский район. - Кострома, 2001. - Вып. 3. - С. 340-341.

[15] Глаз в треугольнике на верху креста // Форум сайта "Азбука.ру" [Электроннй ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/forum/threads/glaz-v-treugolnike-na-verxu-kresta.5841/

[16] Марченко Д. Как отноститься к "масонской символике" в православных храмах [Электроннй ресурс]. - URL: https://pravlife.org/ru/content/kak-otnositsya-k-masonskoy-simvolike-v-pravoslavnyh-hramah

[17] Знаменский П.В., прот. История Русской Церкви. – М., 2002. – С. 324-325.

[18] См: Арсеньев В.С. Воспоминания и дневник. – СПб, 2005. – С. 273, 304.