Найти тему

Сотрим 4исла: как меняется потребление топлив в Беларуси?

Очень-очень большая часть загрязнения воздуха в современном мире связана с энергетикой и сжиганием топлива. Поэтому, чтобы понять, какая динамика выбросов очень важно смотреть на то, сколько и какого топлива используется. Об этом текст ниже.

В 2021 году в Беларуси было израсходовано суммарно 970,54 ПДж топлива. Потербление топлива относительно предыдущего года увеличилось. Изменение в абсолютном выражении составило 43,84 ПДж, в относительном - 4,73 %. В значительной степени было скомпенсировано падение потребления в первый пандемийный 2020 год. По сравнению с 2019 годом, в 2021 году расход топлива был ниже лишь на 7,16 ПДж (или 0,73%).

Динамика суммарного потребления топлива в Беларуси (по обобщенным видам топлива)
Динамика суммарного потребления топлива в Беларуси (по обобщенным видам топлива)

Структура израсходованного топлива в последние годы коренным образом не менялась. Большую часть топлива, расходуемого в Беларуси составляет природный газ. В 2021 года на этот вид топлива пришлось 68,6% общего потребления. Несмотря на все усилия по диверсификации источников энергии (в том числе строительство и запуск Белорусской АЭС), выраженного сокращения этого показателя мы не наблюдаем. С 2010 года он уверенно держится в диапазоне от 61 до 71%.

Что касается альтернатив, именуемых местными и возобновляемыми источниками энергии, то их количество неустойчиво, но увеличивается. В 2021 году было израсходовано 110,3 ПДж такого топлива (в том числе 75,04 ПДж дров и древесного топлива, 34,10 ПДж торф и брикеторв и 1,16 ПДж отходов и прочей биомассы). Десятью годами ранее расход местных видов топлива был 93,3 ПДж (в том числе 60,21 ПДж дров и древесного топлива, 30,64 ПДж торф и брикеторв и 2,49 ПДж отходов и прочей биомассы). Что касается вклада такого топлива в суммарное потребление, то она не равномерно и не быстро, но растет. С менее 4% в начале 1990-х до 9% в 2011 году и 11,3% в 2021 году. Причем значительный рост отмечен в 2021 году - на 15,0 ПДж (или 1%).

С точки зрения экологии в целом и выбросов в атмосферный воздух важным является агрегатное состояние топлива. При прочих равных использование газообразного топлива сопровождается образованием сущесвтенно меньшего количества загрязняющих вещества, чем жидкого и уж тем более твердого. В связи с тем, что то самое “местное и возобновляемое” топливо является преимущесвтенно твердым, то рост использования местных видов топлива потенциально сопрвождается ростом выбросов. Безусловно, местные твердые виды топлива могут быть использованы с минимальным уровнем выбросов, но это вопрос наличия технологий и их стоимости, ну и безусловно желания их использовать. Опыт жизни в стране убеждает меня в примате “текущей” экономики над всем, и уж тем более над экологией.

В 2021 году в структуре израсходованного топлива 69,3% составляли газообразные, 17,6% - жидкие и 13,1% твердые виды топлива. Относительно предыдущего года увеличилась доля твердых и газообразных, а жидких наоборот, сократилось, после повышенного количества израсходованного мазута в 2020 году.

В последние два года наметилась не самая приятная тенденция роста потребления мазута (в первую очередь в энергетике) после существенно более низкого уровня 2013-2019 годов. Во многом за счет очень низкого количества используемого мазута в энергетике на низком уровне оставились выбросы диоксида серы и некоторых тяжелых металлов, например никеля.

Динамика использования мазута в Беларуси
Динамика использования мазута в Беларуси

Не менее важным аспектом при анализе потребления топлива остается расход топлива передвижными источниками. Это прежде всего специфические транспортные виды топлива - бензин автомобильный, топливо дизельное и биодизельное, а также природный газ в форме сжиженного и сжатого, адаптированный для использования автомобильным транспортом. У нас прямо сейчас недостаточно данных, чтобы оценить динамику использования природного газа автомобилями. В то же время объем расхода бензина и дизельного топлива в 2021 году уже известен.

Динамика потребления транспортных видов топлива
Динамика потребления транспортных видов топлива

Первое, что бросается в глаза при рассмотрении графика динамики потребления транспортных видов топлива, это конец эпохи биодизеля. Это было видно уже в 2020 году. А в 2021 году расход биодизеля в Беларуси стал символическим - суммарно 0,57 ПДж.

Еще одно наблюдение состоит в том, что о восстановлении объемов использования транспорта и техники на допандемийные уровни пока говорить не приходится. В 2021 году расход транспортных топлив составил суммарно 147,9 ПДж. Это совсем немного больше (на 1,0 ПДж, или 0,68%), чем годом ранее. Но все еще далековато до допандемийного 2019 года - на 11,95 ПДж, или на 7,4%. Обвал 2020 года при этом произошел на фоне роста использования транспортного топлива в предыдущие годы.

Следовательно, исходя из динамики потребления топлива, а также держа в уме, что все это топливо в 2021 году сжигалось в преобладающем большинстве на том же оборудовании, можно ожидать сокращения выбросов большей части загрязняющих веществ относительно 2020 года. В то же время по выбросам диоксида серы и тяжелых металлов на допандемийный и "домазутный" уровень 2019 года мы не вышли.