Найти в Дзене
NEFT

Как нефтяник из Новосибирска попал на работу в Турцию

Оглавление

И чем турецкая нефтянка похожа на российскую

Читатель NEFT на условиях анонимности рассказал нам о своем опыте работы в Турции. Он работает в отрасли суммарно более десяти лет: успел потрудиться и в нашей Сибири, и в Мьянме, и в США, и в других странах. Читайте его рассказ, как устроена работа там, где мы привыкли отдыхать.

Стамбул. Фото: Unsplash
Стамбул. Фото: Unsplash

Поехал заработать

Я инженер телеметрии из Новосибирска, сейчас мне 35. Восемь лет я работал в нефтегазовой отрасли, потом ушел в бизнес. А 2,5 года назад мне позвонил бывший коллега. Он турок, всю жизнь работает в нефтянке.

В 2019 году Турция решила разбуривать свои месторождения в Черном и Средиземном морях. И моего знакомого как раз позвали руководить одним из сегментов. А он уже позвал меня. Когда он мне назвал условия, я согласился.

Решающим был финансовый вопрос: предложили сумму гораздо большую, чем мой доход дома. И в долларах к тому же.

Работаю я на морском судне, таком же, как когда-то в Штатах. Поэтому все процессы для меня привычные.

Сходства и различия с Россией

В Турции получше обстоят дела с техникой безопасности во время работ. Но халатность есть. Этому посвящается много времени, но для галочки. Могут все равно нарушить.

Если же рассуждать о развитии отрасли в целом, то она там пока на самом зачаточном уровне. Они ведь два с половиной назад начали все развивать. А в России бурят уже больше 50 лет. Им до нас еще расти и расти.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

В Турции, как и у нас, процветает кумовство. Турки подтягивают к себе свата, брата и даже без опыта работы сажают на места. Поэтому выходит так, что чуть ли не половина ребят из местных — абсолютно бестолковые и пришли в отрасль по блату. Разумеется, не все такие. Хороших ребят мы обучаем, наставляем.

Еще одна вещь, которую важно знать — турки сами очень хотят приводить на работу только местных. Они не понимают, что нефтянка — это интернационала отрасль, где всегда было много экспатов. Особенно, если в стране своей индустрии нет.

Отношения с коллегами

Мне в принципе комфортно работать в Турции, потому что я экспат. У нас интернациональная команда. А вот с местными работать сложнее. Есть у них отличительная черта — начальникам у них принято всячески угождать, быть крайне вежливым.

Каждый мелкий руководитель — как свой царек. Понятно, что при этом уважение это в обратную сторону не работает, направлено только вверх. Штаты в этом плане более современные, продвинутые. Там все устроено более экологично, как модно сейчас говорить.

Турки в целом очень дружелюбные. Но это и плюс, и минус. Они могут собираться кучками и сидеть по несколько часов, пить чай. Чай для них значит так же много, как для азербайджанцев, например. И вот они часами сидят и говорят. Это утомляет.

Мы думаем иногда: вот они видятся каждый день, болтают по несколько часов. Что они могут так долго обсуждать? А обсуждать они любят экспатов. Есть там такие нефтяники-националисты, назовем их так. Перемывают нам косточки, обсуждают нашу зарплату и зачем мы вообще тут нужны. В России, к слову, я тоже на такое насмотрелся.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Комфортно и работать, и отдыхать

Быт у нас привычный для любой морской локации. Живем в каюте вдвоем с напарником. Условно говоря, каюта, пока напарник на смене, предоставлена тебе. Еще в Турции очень круто все с едой. В столовой всегда есть мясо, миллион разных сыров, овощи и фрукты. Работать тоже в целом комфортно, климат мягкий.

Иногда была возможность и отдохнуть. Например, если прибыл в страну немного пораньше или образовался свободный день перед отправлением домой. Тогда позволял себе погулять, сходить на пляж.

Все экспаты по миру на аналогичных должностях зарабатывают примерно одинаковые деньги. Если же сравнивать с Россией, то речь идет о сумме, раз в пять превышающей зарплату наших инженеров. Она исчисляется в тысячах долларов в месяц. И это стандартная зарплата в интернешнле.

Платят мне в валюте. В Турции мы никаких не платим налогов, компания делает пейрол через Абу-Даби. Поэтому уплата налогов происходит в России и лежит на каждом из нас. Все расходы, перелеты, медицинскую страховку на территории Турции оплачивает компания.

Эта локация меня вполне устраивает, планирую продолжать там работать. Она мне дает, во-первых, финансы. А во-вторых, это знакомства, потому что команда у нас, повторюсь, интернациональная.