Что ж, поговорим сегодня об "Аэлите" - как и было обещано. Конечно, черно-белая немая кинокартина, которой скоро исполнится уже сто лет (страшно подумать!) - это скорее историческая и музейная ценность, чем то, что мы привыкли считать собственно кинематографом. И всё же... Для своего времени фильм был настоящим прорывом, да и сейчас считается, что именно он положил начало кинофантастике - причем, не только советской.
Кстати, сама литературная первооснова - повесть/роман Алексея Толстого "Аэлита" - существует в двух вариантах. Автор существенно переписывал и сокращал своё произведение, безжалостно удаляя из него мистическую составляющую. Поэтому из первоначального довольно пухлого романа, опубликованного в 1923 году, к переизданию 30-х годов осталось меньше половины - так роман стал повестью.
Ну и по большому счету, сюжет фильма можно считать полноценной третьей версией "Аэлиты" - он значительно отличается от обоих авторских оригиналов.
Поставил эту, с значительно степени экспериментальную ленту, легендарный режиссёр Яков Протазанов - человек, по праву считающийся одним из основоположников и первопроходцев не только отечественного, но и всего мирового кинематографа. В фильме снимались самые яркие звезды тех лет - Юлия Солнцева, Николай Баталов, Николай Церетели, Вера Орлова, Константин Эггерт, Юрий Завадский... А роль сыщика Кравцова стала первой в кинокарьере великого Игоря Ильинского.
Стилистически фильм четко делится на две части - "земную" и "марсианскую" и каждая из них по-своему интересна. "Земная" часть радует нас историческими кадрами видов Москвы начала двадцатых годов прошлого века. Ну, а "марсианская" часть - это просто памятник конструктивизму - невероятно интересному течению в искусстве и архитектуре. К сожалению, наследия конструктивизма осталось не так много и "Аэлита" - одна из таких драгоценностей. Вы только посмотрите на эти декорации! А ведь это было создано сто лет назад! Нельзя не назвать их автора - декорации к фильму созданы по эскизам художника Виктора Симова.
И, наконец, костюмы - полнейший и безудержный разгул стиля модерн. Такого вы больше не увидите нигде (в такой концентрации - точно!). Здесь каждый образ можно разглядывать, рассматривать и изучать бесконечно. Создавались они группой художников по костюмам театра МХАТ - Исааком Рабиновичем, Александрой Экстер и Надеждой Ламановой.
Посмотрите, какое чудо!
Или вот. Ну разве это не чудо???
И, наконец, музыка. Какой же "немой" фильм без музыки! Над "Аэлитой" работали композиторы; Игорь Стравинский, Александр Скрябин и Александр Глазунов.
Эх... Хотелось в этой статье познакомить вас еще и с отзывами зарубежных зрителей на этот невероятно интересный образчик нашего кинематографа, но объём статьи уже превышает дозволенные на этой платформе рамки. Поэтому, полагаю, к теме "Аэлиты" мы с вами еще вернёмся, тем более, что отзывы на эту картину попадаются презабавнейшие!
Пока же напомню, что по новым правилам Дзена новые статьи показывают только подписчикам, так что если вы случайно забрели на канал и хотите впредь читать подобные материалы, но уже не случайно - подписывайтесь.
Ну и напомню, что лучшая благодарность автору - ваши лайки и обратная связь.
Не подписывались они на такое... Подписывайтесь, подписывайтесь! )))))))))
До новых встреч на канале! Будет интересно!