Найти тему
Вера Кулишова

Пишем и разговариваем на русском. ЕГЭ 2021-2022 по русскому языку. Вариант сочинения по тексту А.П.Чехова о неуважени чужого тр

Вариант сочинения по тексту А.П.Чехова о проблемах неуважения чужого труда

В предложенном тексте А.П.Чехов рассматривает причины неуважения к чужому труду в обществе.

Одна из причин неуважительного отношения к чужому труду, считает А.П.Чехов, это несправедливая оплата труда. С одной стороны, люди таких профессий, как учитель, находятся в бедственном положении, потому что получают гроши за свой труд, который необходим для общества, а с другой стороны, есть люди, которые могут позволить себе беспечно тратить деньги, полученные не собственным трудом. Он приводит пример, как барин за карточным столом тратит деньги, а кучер, ожидая его, мёрзнет на морозе, что совсем не волнует барина.

Также Чехов считает, что неуважительное отношение к чужому труду в обществе порождено взяточничеством, потому что если существует взяточничество, то можно к своему заработку добавить незаслуженно ещё какую-то денежную сумму, при этом берущий взятку не считает свой поступок несправедливым, унижающим того, кто даёт взятку, ведь «красть безнравственно, но брать можно». Чехов не принимает таких общественных отношений.

Раскрывая причины неуважения к чужому труду в обществе, Чехов призывает научиться уважать чужой труд. Тогда исчезнут все пороки в общественных отношениях.

Я считаю, что те пороки, которые раскрыл Чехов, ещё до сих пор живы. И до сих пор актуальными остаются вопросы их искоренения. Его призыв уважать чужой труд я также считаю актуальным.

Текст по А.П.Чехову для варианта сочинения

Те, кто ведёт борьбу с уличным нищенством, говорят: «Ради блага человечества не подавайте ни копейки!» Эту фразу следует видоизменить таким образом: «Ради блага человечества не просите милостыни», и вторая форма, кажется, будет ближе к решению вопроса, чем первая. Ведь берут и просят гораздо чаще, чем дают. Редко кто умеет и любит давать.

Русский человек, например, ужасно застенчив, когда дает или предлагает, зато просить и брать он умеет и любит, и это даже вошло у него в привычку и составляет одно из его коренных свойств. Это свойство присуще в одинаковой степени всем слоям общества: и уличным нищим, и их благодетелям. В низших слоях развита и веками воспитана страсть к нищенству, попрошайничеству, приживальству, а в средних и высших — ко всякого рода одолжениям, любезностям, пособиям, заимствованиям, уступкам, скидкам, льготам… Извозчик просит прибавки, трактирный официант презирает того, кто не дает ему на чай, акушерка не стыдится стоять на крестинах с тарелочкой и собирать с гостей двугривенные, драматург со спокойной совестью заимствует чужие пьесы и выдает их за свои, одна десятая пассажиров в каждом поезде едет бесплатно, в театрах, загородных садах и в цирках даровые посетители составляют необходимое, привычное зло, с которым не решится вести борьбу ни один антрепренер; в каждом правлении железной дороги или банка вы найдете с десяток порядочных, очень приличных людей, получающих жалованье совершенно даром.

Красть безнравственно, но брать можно. Адвокат берет за свое участие в бракоразводном процессе минимум четыре тысячи не потому, что это должно, а потому что можно. И сознание, что «это можно», всякого просящего и берущего спасает от стыда и неловкого чувства. Порядочный человек не перестает быть порядочным оттого, что даром получает жалованье или едет в командировку, над которой сам же смеется.

Те, кому все это несимпатично в русском человеке, оправдывают его именно тем, что русский человек относится одинаково беспечно как к чужой, так и к своей собственности: он зря берет и в то же время зря дает. Пусть так. Но ведь человеку, кроме характера и темперамента, дана еще способность рассуждать; кто берется оправдывать или обвинять, тот не должен забывать об этой способности. Каждый зря просящий и зря берущий, если он не извозчик и не официант, легко может рассудить и понять, что все эти одолжения, любезности, уступки, скидки и льготы не так невинны, как кажется, что за кулисами всего этого чрезвычайно часто кроются несправедливость, произвол, насилие над чужою совестью, эксплуатация чужого чувства, преступление.

Хуже всего, что беспечность и художественный беспорядок, царящие в отношениях русского человека к чужой собственности, попрошайничество и страсть получать незаслуженно и даром воспитали в обществе дурную привычку не уважать чужой труд. Барин, играющий в винт, нимало не думает о своем кучере, мерзнущем на дворе; так и наше общество привыкло не думать о том, что сельское духовенство работает почти даром и живет впроголодь, учителя, получающие за свой тяжелый труд гроши, бедствуют, что в городских больницах работает даром, ничего не получая от общества, масса молодых врачей. Редко кто ратует за прибавку жалованья, например, офицерам или почтовым чиновникам, но за убавку готово стоять большинство. Чем дешевле, тем лучше, а если даром, то это еще лучше.

Уличное нищенство — это только маленькая частность большого общего. Нужно бороться не с ним, а с производящею причиною. Когда общество во всех своих слоях, сверху донизу, научится уважать чужой труд и чужую копейку, нищенство уличное, домашнее и всякое другое исчезнет само собою.