Найти тему

История Красной площади. Торг

Оглавление

История Красной площади — это совершенно необъятная тема. В этой заметке я коснусь лишь здешнего торга. Он существовал на площади с конца XV века и даже коммунистический режим не смог его извести до конца.

История Красной площади. Торг

Красная площадь известна всем до последнего булыжника. Ежегодные парады демонстрируют военное могущество. Ежегодные катки закрывают две трети площади. Есть ещё новогодние базары — неудачная попытка возродить бывший здесь торг.

Торг на Красной площади существовал с давних времён. Площадь спланировали в конце XV века, когда Великий князь Иван III повелел снести избы, лавки и церкви к востоку от Кремля на расстоянии полёта стрелы. Так возникло открытое пространство, необходимое для защиты Кремля от нападений супостатов. Иван III приказал отдать его под торговлю. Отсюда произошло первое название нынешней Красной площади — Торг.

На Торгу стояло около сотни рядов с многочисленными деревянными лавками. Торговля была специализированной: в суконном ряду торговали сукном, в колпачном — шапками, в ветошном — поношенной одеждой. От ветошного ряда происходит название Ветошного переулка. Последний проходит позади нынешнего ГУМа.

Ветошный переулок в Москве
Ветошный переулок в Москве

Особо выделялся иконный ряд. В нём предлагались иконы. Я намеренно не употребляю слово «продавались». Божьими образами торговать не полагалось. Иконы не продавали, а «променивали» на деньги. Покупатель подбирал подходящий лик Богородицы, Николы Угодника или Пантелеймона Целителя и тихонько спрашивал цену. Торговец, нередко монах, вполголоса называл её или даже писал на клочке бумаги. Если цена устраивала, покупатель клал копеечки на край прилавка, а продавец с поклоном подавал ему выбранную икону.

Торг на Красной площади в XVII веке. Апполинарий Васнецов
Торг на Красной площади в XVII веке. Апполинарий Васнецов

«Служба кабаку» и биржа безместных попов

Рядом со Спасской башней был мост. В давние времена вдоль стены тянулся ров. Мост перебросили через ров к Спасским воротам. На мосту раскинулся книжный торг. Здесь можно было найти самые разные издания: от Библии и Псалтыри до кощунственной «Службы кабаку». Государевы люди в сопровождении стрельцов периодически проверяли рынок, дабы «крамольные книги не смущали умы людские». (Мост и ров видны на картине А.Васнецова).

«Книжные лавки на Спасском мосту». Апполинарий Васнецов
«Книжные лавки на Спасском мосту». Апполинарий Васнецов

Здесь же находилась своеобразная «биржа безместных попов». Священников в Москве было много и далеко не всех имели приход. Однако в домах бояр, дьяков и самых богатых купцов были свои домовые церкви. А простые люди нуждались в требах: крещениях, отпеваниях, соборованиях. За религиозными услугами шли на Красную площадь. Торг здесь был серьёзный, как и в любом другом деле. Торговались отчаянно. вплоть до последнего гроша (грош эквивалентен деньге или половине копейки).

Деньга времен царя Иоанна Васильевича IV
Деньга времен царя Иоанна Васильевича IV

Когда торг доходил до предельной цены, поп вытаскивал из под рясы заранее припасенный калач и заявлял: «Идём служить, не то калач закушу!» Священник может служить только натощак. Под напором такого аргумента наниматель поспешно соглашался.

Сохранились свидетельства о неблаголепном поведении безместных попов. В донесении на имя московского воеводы указывалось, что они «укоризны чинят соромные и скаредные, бранятся, лаются и потехи ради на кулачки бьются».

Вербный торг. История Красной площади

Постепенно торг ушёл с площади в специально построенные здания Торговых рядов.

Верхние торговые ряды до 1890 года.
Верхние торговые ряды до 1890 года.

На самой площади остался лишь Вербный торг или попросту «Верба». Он существовал с допетровских времён. Николай Телешов так описывал это действо:

«В пятницу и субботу Вербной недели… на Красной площади… открывался громадный рынок, прозванный «Вербой»… В оба эти дня Вербной недели — в пятницу и особенно в субботу — Красная площадь покрывалась народом… Одни покупают… другие только гуляют… третьи торгуют… «морскими жителями», самым ходким вербным товаром… Тещины языки бывали… в большом спросе, как и «морские жители», как и маленькие обезьянки, сделанные из раскрашенной ваты… Девушки, студенты, гимназисты и всякие юнцы… прикалывали на булавках себе на грудь таких обезьянок… и весело бродили с ними…»

«Вербный торг в Москве». Б.М.Кустодиев
«Вербный торг в Москве». Б.М.Кустодиев

После 1917 года эта замечательная традиция, как и многое другое, сгинула в огне «революционных преобразований». А нам остались лишь воспоминания.

Иллюстрации к статье взяты из открытых источников.

Заключение

На этом пока все, дорогие друзья, спасибо что дочитали до конца!

Если вам нравится подобный контент, рекомендую вам подписаться на меня чтобы не потерять меня и быть в курсе о выходе новый статей!