С 1942 года немцы, не массово, но стали оказываться в плену у бойцов РККА. Их делали заключенными, которых потом использовали на разного рода работах. После Сталинграда в плену оказалось 89 тыс. человек. Огромное количество. В союзе всех этих людей, не сказать, что ждали и встречали с распростертыми объятиями. По крайней мере, в СССР прекрасно понимали, как можно в своих интересах использовать бойцов вермахта. Их направляли на разные производства, на добычу древесины, руды и так далее.
К пленным относились довольно лояльно. Вероятно, что это связано, в частности, с тем, что Союз подписывал разного рода международные документы, касающиеся содержания людей в плену.
Сергей Букин в труде про военнопленных в Сибири указывал, что заключенным было разрешено писать письма на родину. Не так часто, как хотелось бы. Всего-то один раз в год – чтоб жизнь не казалась медом. Наверняка, советская власть не хотела тратить средства на бумагу, труд почтальонов, марки и так далее.
Как утверждает всё тот же Букин, некоторые заключенные имели право писать по два письма за год. Такое эксклюзивное право давали:
1. Передовикам производства – такая была поощрительная мера.
2. Тем, кто сотрудничал с НКВД. Были и такие люди среди пленных.
Все письма передавались в Германию и в другие страны через организацию «Красный крест». Прежде, естественно, они проходили цензуру. Или не проходили. Писали гитлеровцы на почтовых карточках.
Арсений Абросимов, который анализировал почтовую переписку бывших бойцов вермахта, попавших в плен, отмечал, что немцы, румыны и прочие довольно много писали домой. В год отправляли по 20 тыс. писем. Кажется, что должно было быть побольше, если учитывать тот факт, что в год можно было отправить по 1 письму.
Интересно, что к переписке органы и работники НКВД относились довольно лояльно. Немецким солдатам можно было многое сообщать родным.
Например, один пленный писал своему родному брату в письме, что завидует тому. Братец попал к союзникам и довольно быстро получил свободы. Это было предметом зависти.
Некоторые немцы заранее поздравляли семью с праздниками, например, с Рождеством. Про религию тоже не возбранялось писать.
Даже можно было критиковать коммунистов. Например, некоторые пленные сообщали домой, что немецкая партия, выступающая за права трудящихся – это марионетка КПСС – не более. И такие письма тоже пропускали.
Запрещено было рассказывать о двух вещах:
1. О том, каковы условия содержания. Например, некоторые заключенные, как указывает Абросимов, жаловались на скудное питание. Хотя, по документам, немцев неплохо кормили. 600 г хлеба, 300 – картофеля. И даже 70 – капусты. Есть сомнения по поводу того, что полная пайка доставалась заключенным. Но это уже другой вопрос.
2. Нельзя было указывать, где располагаются лагеря. Было, что об этом пытались писать.
Некоторые гитлеровцы полагали, что союзники пойдут войной на СССР, наша страна дрогнет. Видимо, в НКВД этого тоже немного побаивались. Может быть, думали, что в лагеря будут засылать агентов.
Спасибо за внимание. Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Своё мнение вы всегда можете написать в комментариях.