Инвестиции в бизнес необходимы на всех стадиях развития компании. Привлечение сторонних средств зачастую становится вопросом выживания стартапов или залогом успешного выхода предприятия на новый уровень. Каждой стадии развития соответствуют свои способы поиска капитала.
Что такое инвестиции и для чего они нужны
Инвестиции в бизнес — это вложения, которые требуются для его роста. Максимально важны они на начальной стадии развития, когда стартап еще не имеет прибыли.
Инвестиции нужны бизнесу для решения глобальных задач:
- разработки прототипов новой продукции;
- создания или модернизации существующих линий производства;
- запуска первых продаж.
Наиболее остро вопрос привлечения сторонних инвестиций стоит у инновационных стартапов. Это обусловлено высокими рисками. Более 70% таких компаний завершает свое существование, так и не окупив затраты.
Поэтому стандартные способы получения денег подобному бизнесу недоступны. Они могут рассчитывать только на венчурные инвестиции.
Этим термином называют капиталовложения, которые делаются на начальных этапах развития технологического проекта. В этот момент нет не только гарантий прибыли, но зачастую и уверенности, что продукт окажется воспринят рынком.
Такие инвестиции вносятся в обмен на долю в бизнесе и будущих доходах, а не оформляются в форме кредита с фиксированным сроком возврата.
Стадии развития проекта
Цикл жизни любой компании можно разделить на 3 этапа:
- Посевная и стартап — период, во время которого создается концепция продукта, начинается выпуск и идет поиск рынков сбыта. На этой стадии заканчивает развитие большинство проектов.
- Расширение — компания преодолела точку безубыточности, сформировала бизнес модель и нашла своего покупателя. На этом этапе создаются дополнительные продукты, происходит выход на глобальные рынки.
- Зрелость. Компания приносит прибыль по всем направлениям деятельности, имеет устоявшиеся каналы сбыта.
От стадии, на которой находится бизнес, зависит, с какой целью он привлекает инвестиции:
- Посевная и стартап. Создание команды и прототипа продукта, его тестирование, поиск первых покупателей.
- Расширение. Масштабирование производства, запуск рекламных кампаний, увеличение численности сотрудников.
- Зрелость. Поиск возможностей выхода на рынки других стран, поглощение конкурентов, проработка новых направлений развития.
Типичные ошибки начинающих предпринимателей
Все ошибки предпринимателей случаются из-за непонимания того, что единственная цель инвестора — получение прибыли.
Это приводит к следующим ошибочным ожиданиям:
- Уверенность, что можно добиться финансирования без четкого бизнес-плана.
- Попытка привлечь инвестиции в компанию, которая потеряла свою долю на рынке и хочет создать с нуля новый продукт.
- Надежда с помощью частных инвестиций закрыть долги перед банками.
В реальности, чтобы привлечь капитал, бизнесмен должен продемонстрировать, что у него есть грамотная стратегия продвижения, а еще лучше — патенты и клиентская база.
Чтобы компания росла, недостаточно одних инвестиций. Опытные бизнесмены это понимают, поэтому тщательно отбирают стартапы для вложений.
Виды инвестирования
Инвестиции в бизнес делятся на 3 типа:
- Долевые — инвестор становится совладельцем и может влиять на дальнейшее развитие стартапа, но не ждет, что деньги к нему гарантированно вернутся в определенный срок.
- Заемное — полученные средства должны быть возвращены с процентами в установленную дату.
- Гибридное — инвестор дает деньги с условиями возврата, но если компания не может выполнить их, в установленное время к нему переходит право на долю в бизнеса и прибыли (ее размер определен заранее).
Если стартап ищет инвестиции, находясь на ранней стадии развития, наиболее вероятен первый вариант. Кредитование возможно только под залог собственности основателя компании.
К долевому финансированию бизнеса стремятся и сами инвесторы. Именно оно приносит сверхприбыли в размере тысяч процентов от вложений. Кроме того, получив право голоса, можно контролировать направление развития компании. Опытный бизнесмен сделает это эффективнее новичка-предпринимателя.
Способы поиска инвесторов
Чем моложе компания, тем меньше возможности найти финансирование. Это связано с повышенными рисками вложений.
Доступные пути привлечения капитала определяются состоянием бизнеса:
- Для стартапа наиболее вероятно найти деньги у родственников или через краудфандинг, есть шанс выиграть грант или привлечь внимание бизнес ангела.
- В фазе расширения инвестиции предоставляют венчурные фонды, а также фонды прямых вложений.
- В стадии роста и зрелости к различным фондам добавляется возможность кредитования в банке и привлечения средств на бирже.
Чтобы приступить к поиску инвестиций, необходимо подготовить проект к презентации:
- Набрать команду.
- Создать минимально жизнеспособную версию продукта.
- Протестировать рекламную кампанию и получить первые заявки (в идеале, совершить продажи).
- Выделить уникальные преимущества проекта, которые позволят обойти конкурентов.
- Создать дорожную карту. В ней следует оперировать цифрами, т. е. показывать, какая сумма инвестиций на какую цель будет потрачена и каким должен оказаться результат (прибыль).
Варианты поиска для стартапов
Проще всего на этапе создания проекта уговорить вложиться в него родных и друзей. Но такой вариант мало кому подходит. Не у всех есть состоятельные люди в близком круге общения. Кроме того, высок риск испортить отношения. Поэтому существуют способы привлечь сторонних инвесторов.
Бизнес ангелы
Так называют физических лиц, которые готовы делать инвестиции в малый бизнес в обмен на долю. Их цель — способствовать развитию компании, а значит, повышению стоимости своей доли.
Когда бизнес выходит на новый уровень, эти люди часто продают свою часть инвестфондам. Так формируется их прибыль. Выхода компании на стадию безубытка и получения дивидендов бизнес ангелы дожидаются не всегда.
Существует понятие «смарт мани». Оно означает привлечение инвестора с большим опытом и сильными связями в сфере деятельности компании. Это большая удача для начинающего предпринимателя:
- Благодаря связям инвестора у компании увеличиваются на успешное развитие.
- Чем выше опыт бизнес ангела, тем выше вероятность, что он выберет потенциально перспективный проект и усилит его своими навыками.
Чтобы повысить шансы привлечь инвестора, предпринимателю нужно искать людей, которые интересуются его сферой деятельности.
Получить информацию о них можно из рейтингов. Например, рейтинга активности бизнес ангелов, составляемого «Российской венчурной компанией».
Такие люди часто объединяются в клубы инвесторов. Попав в него, можно будет представить свой проект сразу всем членам клуба на специальной презентации.
Примеры организаций:
- Angelsdeck;
- United Investors;
- СОБА.
Особенность привлечения капитала через бизнес клуб в том, что они обычно бывают синдикатными. Т. е. долю в компании выкупает не один человек, а объединение инвесторов.
Бизнес инкубаторы
Здесь начинающий предприниматель может пройти обучение. Предлагаемые курсы помогают лучше понять рынок, усовершенствовать бизнес план. Здесь же есть возможность найти первых покупателей и инвесторов.
В России наиболее известны такие инкубаторы:
- онлайн-акселератор «Сколково»;
- Startup Lab;
- преакселератор ФРИИ.
Подобные платформы не принимают всех желающих. Чтобы попасть туда, нужно заполнить заявку. Если она будет одобрена, потребуется пройти второй этап отбора — собеседование.
Онлайн платформы
Существуют сервисы, на которых малый бизнес может получать инвестиции от частных лиц в онлайн-формате. Но у них есть недостатки:
- невозможность привлечения крупных сумм;
- деньги нужно возвращать в установленный срок;
- процент кредитования выше, чем в банке;
Корпоративные акселераторы
Это подразделения крупных компаний, которые ищут молодые проекты для внедрения. Они готовы спонсировать разработку пилотного продукта. При его успехе предпринимателю будет предложено слияние.
Примеры корпоративных акселераторов:
- MTS Startup Hub;
- Sber500;
- КРОК.
Отбор здесь будет еще более серьезным. Но зато его прохождение гарантирует привлечение инвестиций, необходимых как минимум для следующего шага в развитии.
В обычном бизнес инкубаторе помогут представить проект инвесторам, но не факт, что он их заинтересует.
Гранты
Это безвозмездное финансирование. Его осуществляет государство и крупные фонды, например, Сколково.
Чтобы выиграть грант, нужно принять участие в конкурсе. А затем — постоянно отчитываться о целевом расходовании средств.
Направлены эти деньги могут быть только на узкий перечень нужд. Например, на аренду помещения или закупку оборудования.
Главный минус таких инвестиций — формализм и бюрократия, в которых может погрязнуть предприниматель.
Краудфандинг
В переводе этот термин означает «финансирование толпой». Здесь можно привлечь деньги от миллионов людей, причем каждому из них достаточно вложить 100 руб.
Речь о выделении доли в компании в таком случае не идет. Часто краудфандинг представляет собой раннее бронирование товара или безвозмездное пожертвование в зависимости от проекта и стадии его развития.
Еще одно преимущество краудфандинга — он дает возможность проверить жизнеспособность идеи, оценить ее востребованность у потенциальных покупателей.
Примеры платформ:
- Planeta.ru;
- Kickstarter;
- Boomstarter.
Основной недостаток подобного финансирования — запуск проекта на такой платформе еще не означает, что он наберет хотя бы половину от запрошенной суммы.
Подобные платформы хороши на самом старте, но практически бессильны, если компании требуются миллионы долларов.
Выбирая этот вариант, нужно не забыть заложить в сумму сбора:
- комиссию площадки (например, на Planeta.ru это 10-15%);
- комиссию за перевод средств со счета платформы на счет автора проекта (до 5%);
- налог, который по законам РФ должен заплатить получатель денег (зависит от применяемого налогового режима).
Венчурные фонды
Венчурный фонд — это компания, управляющая объединенным капиталом множества венчурных инвесторов. Обычно они подключаются к финансированию уже на поздних стадиях развития. Например, когда требуется большой капитал для выхода на международные рынки.
Часто они выкупают у пришедших в самом начале бизнес ангелов их долю. При этом их конечная цель совпадает. Ею является получение прибыли через успешный выход из проекта после его расширения.
Венчурные фонды часто остаются в числе акционеров компании до момента выхода на IPO.
Чтобы попасть в поле зрения такого фонда, нужно отправить презентацию своего проекта.
Привлечение инвестиций на поздних стадиях
На стадии зрелости проекта также есть возможность привлечь деньги, не прибегая к кредитованию в банках. Это фонды прямых инвестиций и стратегические инвесторы.
Фонды прямых инвестиций работают по тому же принципу, что и венчурные. Они объединяют капитал частных инвесторов и подбирают проекты для его вложения. А затем также выходят из участия, когда стоимость доли становится выше.
Ключевое различие — уровень риска, который готовы принять фонды разных видов.
Стратегические инвесторы — это крупные корпорации. Их задача встроить развивающийся проект в свою экосистему. Например, Сбербанк выступал стратегическим инвестором, когда покупал Okko, DocDoc и др.
Чтобы заинтересовать корпорацию, нужно иметь уже хорошо раскрученный и востребованный бренд.
Инвестор такого уровня часто сам выходит на заинтересовавший его проект. Инициировать сделку также может фонд, ранее получивший долю и желающий зафиксировать прибыль.
Способы поиска инвесторов в интернете
Начинающий предприниматель может сам обращаться в инкубаторы, венчурные фонды или писать бизнес ангелам. Одновременно с этим желательно повышать публичность своей компании:
- вести блог на ресурсах, которые популярны в бизнес среде (Vc.ru, TJournal и др.);
- участвовать в конкурсах для стартапов;
- искать журналистов, которые согласятся привлекать сотрудников компании в качестве экспертов.
Полезные рекомендации по продвижению можно получить на специальных сервисах для начинающих предпринимателей — агрегаторов, подобных Get-Investor, или тематических телеграмм каналах, например, TheEdinorog.
Но не следует делать массовые спамные письма инвесторам и участвовать во всех подряд стартап-шоу. Поиски должны быть целевыми, холодная рассылка в этой сфере не работает. Она приведет только к тому, что проект получит плохую репутацию.
Разработка условий для инвесторов
Изначально предпринимателю следует решить, какую форму сотрудничества он ищет — инвестиции в обмен на долю в компании или срочный заем.
В первом случае основатель компании должен будет делиться прибылью фактически все время ее существования (вряд ли он сможет выкупить проданную долю назад). Это минус такого решения.
Положительная сторона — возможность не возвращать долг в случае неудачи.
Вторая форма привлечения инвестиций (срочный заем) более выгодна с точки зрения длинного горизонта ведения деятельности. Обязательства заемщика и сумма вознаграждения инвестора строго фиксированы.
Недостаток — нет гарантий, что предприниматель сможет быстро выйти на уровень прибыли, достаточный для выплаты долга. Поэтому такой вид финансирования предпочтителен на стадиях расширения и зрелости.
Приняв решение привлекать инвестиции в такой форме, необходимо определить максимально допустимую процентную ставку. Это делается с помощью показателя ROA.
Этот мультипликатор позволяет оценить, какую прибыль приносит бизнес с каждого вложенного в его развитие рубля. Исчисляется в процентах. Например, величина ROA 36% означает, что, инвестировав 1 руб., через год можно получить 36 коп. прибыли.
Этот показатель нужно сравнить с предполагаемой стоимостью кредитования, чтобы понять, сможет ли компания обслуживать такой долг.
Если речь идет о стартапе, у которого еще нет реальных данных для вычисления ROA, его считают на основе наиболее консервативных прогнозов по прибыли.
Подготовка презентации и проведение переговоров
Чтобы привлечь инвестиции, нужно иметь четко расписанную схему, какую сумму и на какие нужды бизнеса планируется выделить.
В основе презентации должна лежать полная финансовая модель. Нельзя демонстрировать только расходную часть. Обязательно требуется прогноз потенциальной доходности. Причем желательно представить обоснованные цифры как для консервативной, так и для реалистичной и оптимистической моделей.
При этом не следует рассчитывать, что удастся удерживать внимание инвестора час и более. Предприниматель должен иметь несколько вариантов презентации разной длительности. Иногда о проекте придется рассказывать за 30 секунд.
При этом нужно успеть ответить на вопросы:
- действительно ли предприниматель понимает рынок;
- почему его бизнес не закроется в ближайший год;
- каковы риски полной потери инвестированных денег;
- какова потенциальная прибыль.
После того, как будет найден заинтересованный человек или фонд, потребуется достичь согласия относительно того, какая доля бизнеса будет ему передана в обмен на инвестиции.
После достижения консенсуса стороны подписывают term sheet. Это документ, в котором зафиксированы все детали будущего сотрудничества. Но он еще не является обязательным. Если стартап заинтересует большое число инвесторов и получит много таких соглашений, он может не только выбрать самое выгодное, но и еще раз попытаться улучшить его условия в ходе дополнительных переговоров.
Основные методы оценки стартапа
Оценка бизнеса — важный момент, определяющий сможет ли предприниматель получить инвестиции на выгодных для себя условиях.
Метод, применяемый при ее проведении, зависит от того, на какой стадии находится привлекающая инвестиции компания.
Метод фиксированной стоимости
Подход используется на этапах посева и стартапа. Фактически каждый частный инвестор или бизнес инкубатор может сам устанавливать удобную ему планку.
Чаще всего такие инвесторы вкладывают в сотни и тысячи проектов равные суммы и хотят получить одинаковую долю. Они оценивают все заинтересовавшие их варианты по одной фиксированной стоимости.
Например, Y Combinator выделяет каждому прошедшему отбор проекту инвестиции в размере $125 тыс. и требуют 7% компании.
Задача предпринимателя на этом этапе найти инвестора, готового вложить требуемую для дальнейшего развития сумму в обмен на минимальную долю бизнеса.
Метод венчурного капитала
Этот способ применим к стартапам и расширяющемуся бизнесу. Текущая оценка бизнеса выполняется на основе 2 показателей:
- потенциальная стоимость к моменту планируемого выхода инвестора из проекта;
- прибыль, которую он рассчитывает получить.
Пример расчета:
- компания ищет $200 тыс.;
- потенциальная стоимость в будущем — $20 млн;
- ожидаемая бизнес ангелом норма прибыли — увеличение капитала в 25 раз.
Тогда текущая стоимость бизнеса составит $800 тыс. (20 млн/25). Из этой величины нужно вычесть сумму инвестиций, т. е. останется $600 тыс.
Теперь можно посчитать долю, которая отойдет владельцу капитала: $200 тыс. / $600 тыс. То есть за инвестиции придется отдать 33% компании.
Метод дисконтирования
Способ оценки применяется при поиске инвестиций для бизнеса практически на любой стадии — от стартапа до зрелости.
С помощью финансовой модели определяется потенциальный денежный поток. На его основании, а также минимально допустимой для инвестора доходности вложений, и строится оценка.
Финансовой моделью называют план развития, рассчитанный минимум на 3 года. В реальности он должен быть сделан на тот срок, за который окупятся инвестиции.
Такой метод оценки стоимости бизнеса сложен в применении. Проведение всех расчетов требует профессиональной подготовки.
Метод мультипликаторов
Такой подход применяют к зрелым компаниям, реже к бизнесу, находящемуся на стадии расширения. Другое название метода — сравнительный.
В его основе лежат параметры сделок, которые были ранее проведены компаниями с похожей бизнес моделью.
Например, если известно, что аналогичный бизнес был оценен в 2 годовых выручки, то владелец компании может считать, что она будет котироваться также. Это помогает определить, какую долю придется отдать за желаемый объем инвестиций.
Подводим итоги
Привлечение инвестиций в бизнес — сложная задача. От того, насколько хорошо предприниматель умеет ее решать, зависит выживание компании.
Пройти обучение по подготовке презентации и ведению переговоров можно на курсах для стартаперов, например, в бизнес инкубаторах.
С высокой вероятностью владельцу молодого проекта в обмен на капитал придется отдать часть своей доли. Зрелое производство может рассчитывать на кредитование под фиксированный процент.
Залог успеха в поиске инвестиций — грамотная оценка своей компании и хорошая презентация.
Расскажите в комментариях доводилось ли вам открывать бизнес и искать для него инвестиции со стороны. Поделитесь статьей с друзьями, сделав репост в соцсетях, и сохраните ее в закладках, чтобы при желании быстро вернуться к полезному материалу.