Привет, дорогой мой читатель!
Хочу сегодня рассказать про одну известную "жемчужину" моего родного Петербурга. К сожалению она покрылась пылью, по ней идут трещины, но пока еще красавица радует глаз простого обывателя, который каким-то образом может проникнуть внутрь и прикоснуться к прекрасному.
Речь пойдет об Особняке Брусницыных на Васильевском острове:
Особняк на Кожевенной линии построили в 1770-х годах. Тогда здесь находились заводы по выделке кожи, от которых и произошло название улицы. Дом принадлежал владелице одного из производств, вдове иностранного купца Фишера. Первый этаж занимали заводские конторы, на втором находились жилые покои.
В 1844 году здание купил крестьянин из Тверской губернии Николай Брусницын. Три года спустя он открыл небольшую кожевенную мастерскую, в которой работали всего 10 человек. Однако дело Брусницына быстро росло и приносило прибыль: вскоре он стал купцом, а мастерская превратилась в фабрику, на ней трудились около 600 рабочих.
К этому времени Брусницын мог бы переехать в центр Петербурга как поступали другие промышленники. Но он предпочел по-прежнему жить неподалеку от фабрики: так было удобнее контролировать производство. В 1857 году к купеческому особняку пристроили дополнительное крыло. В начале 1860-х заменили фасад, на первом этаже расширили окна, а на втором сделали потолки выше. В 1877 году рядом с главным зданием появился двухэтажный склад.
Когда Николай Брусницын умер, дом и фабрика перешли по наследству его сыновьям — Николаю, Александру и Георгию. В 1882 году особняк перестроили еще раз: архитектор Анатолий Ковшаров разработал проект Ш-образного здания, в котором каждому из братьев отводилось отдельное крыло. С восточной стороны дома появилась еще одна пристройка, потолки второго этажа вновь подняли, фасад надстроили. С этого времени особняк приобрел вид, в котором сохранился до наших дней.
https://www.culture.ru/
После революции двое из братьев Брусницыных — Георгий и Николай — уехали за границу. Александр Брусницын остался в Петербурге и продолжал руководить кожевенным заводом, который основал его отец. В 1919 году его арестовали за контрреволюционную деятельность. Но рабочие подали в Чрезвычайную комиссию ходатайство в защиту Брусницына, и через год его освободили.
Особняк к тому времени стал собственностью кожевенного завода им. А.Н. Радищева. В нем разместились заводское управление и профсоюзный комитет. Вместо парадных ворот в 1930-х годах построили проходную и вестибюль.
С особняком Брусницыных связана городская легенда о старинном зеркале, которое приносит несчастья своим владельцам. Рассказывали, что еще в XVI столетии оно висело в одном из итальянских дворцов, где якобы хранился прах самого графа Дракулы. Николай Брусницын, по легенде, купил это зеркало и распорядился повесить его в гостиной. Вскоре после этого умерла внучка промышленника, и в городе появились слухи, что с каждым, кто посмотрит в это зеркало, случится беда.
В советское время легенда обросла новыми подробностями. Рассказывали, что после революции зеркало передали из особняка в Дом культуры им. Кирова, но вскоре вернули обратно. Затем оно украшало кабинет заместителя директора кожевенного завода. По легенде, человек, который занимал эту должность, таинственно исчез, потом пропало и само зеркало, а кабинет заколотили, и с тех пор им никто не пользовался.
https://www.culture.ru/
Я никогда не был суеверным, поэтому во все эти легенды с зеркалом конечно никогда не верил. Никакие басни не остановят фотографа и ценителя исторической архитектуры. Забегу вперед и скажу, что в особняке я был дважды, смотрел во все зеркала и ничего такого там не увидел, кроме одного любопытного блогера в отражении.
В первый раз я тут был в далеком 2014 году, но тогда меня в первую очередь интересовали не фоточки, которые тут можно было сделать, а история. Поэтому я, как послушный экскурсант, слушал и внимал, а снимки уже оставил на потом. Но когда фотохобби мое пришло к тому, что оно представляет сейчас и уровень мастерства мой в фотографии немного вырос, я захотел попасть внутрь снова, чтобы переснять эти прекрасные интерьеры.
Но со сменой собственника экскурсии сюда прекратились, хотя каким-то образом клипмейкеры и свадебные фотографы находили лазейки и продолжали тут снимать.
Договариваться официально у меня особо никогда не получалось, поэтому я стал искать не особо легальные способы попадания. Коллеги фотографы, различные исследователи со сталкерами и руферами сообщили по секрету, что есть лазейка сзади здания через сад. Нужно было перебраться через забор и там уже искать какую-то дыру, но делать это все желательно ночью ибо днем слишком большой риск быть пойманным.
Такой способ мне не очень подходил ибо хочется спокойно и при хорошем свете побродить и поснимать для души. Поэтому было решено компанией приехать и попытаться договориться с охранником. Тем более опыт в таких переговорах у меня более чем внушительный.
И вот мы на месте у здания на Кожевенной линии, стучимся в дверь, которую особо никто не спешил открывать. Спустя 10 минут стука нон-стоп, нам открыл какой-то заспанный мужичок в домашних тапочках. Лицо его говорило о том, что товарищ наш не ведет спортивный образ жизни и любит напитки покрепче. В общем, слово за слово, после небольших торгов сходимся на цене в 2000 рублей за четверых.
Удивительно, как это все сохранилось до наших дней. Несмотря на то, что городу по большому счету совершенно наплевать на это архитектурное наследие. Оно передается из руки в руки, то ли на торгах, то ли еще как. По слухам, когда у руля города стояла госпожа Матвиенко, тут вообще хотели все снести на этой старой улице и построить современный бизнес квартал. Но кто-то не дал ей это сделать и это радует.
Все, что нам остается, это вот так вот втихаря попадать внутрь и пытаться запечатлеть уходящую красоту. Кстати, несколько месяцев назад ко мне приехали гости из Москвы и я им хотел показать этот шикарный особняк, но попасть внутрь не получилось, да и сотовый телефон охранника был отключен.
Спустя некоторое время, я узнал, что в особняке начали проводить нелегальные экскурсии и это дошло до руководства. Ну еще бы, по 20 с лишним человек за раз пускать, все тайное стало явным и немаловажную роль в этом "палеве" сыграли социальные сети. Фотографы и блогеры снимали, указывали местоположение, а в КГИОПе не дураки сидят. Свежие снимки в инстаграме быстро нашли и устроили бучу владельцу, который и вышвырнул нашего ушлого охранника за порог.
В прошлом году сюда еще можно было попасть через проект "Открытый Петербург", но записаться к ним на экскурсию всегда очень проблематично. Основные мероприятия у них на буднях, что тоже вносит свои коррективы, так сказать, поэтому основной контингент у них это пенсионеры.
Не уверен, что увижу при жизни, как эта красота обретает былое величие, что прямые руки профессиональных реставраторов восстановят все эти протекающие потолки (и не только их) и из залов исчезнут эти позорные тазики. Но хочется верить и надеяться на лучшее.
Возможно мои фотографии не раскрывают всей красоты интерьеров, хотя видит Бог, я старался, но я бы хотел показать вам еще кое-что. Посмотрите на эту оригинальную дореволюционную раковину, которая каким-то образом дожила до наших дней.
Ну не красота ли?
Возможно во мне говорит любовь к Петербургу, поэтому я и назвал этот особняк самым красивым из заброшенных не только в нашем городе, но и в России. Допускаю, что есть и покрасивее, да я и сам бывал в некоторых шедеврах архитектуры в том же Подмосковье и писал об этом статью и не одну. Но все это дело вкуса и мне кажется тут нельзя меня обвинить в том, что он (вкус) у "Нетуристического путеводителя" отсутствует.