Найти в Дзене

Советская смекалка: как в СССР ремонтировали Жигули без сервиса и запчастей

Оглавление

В эпоху жесткого дефицита поломки автомобилей никто не отменял, советские автолюбители искали любые возможности, чтобы починить “боевого коня”. Часто в ход шли самые неожиданные приспособления: от стеклоткани для заплаток до тормозных колодок из духовки. Какие еще лайфхаки использовали жители СССР?

Дефицитные СТО

Есть станции технического обслуживания, которые занимаются ремонтом автомобилей. В СССР они появились в 50-х, но только в начале 70-х стали популярны, когда после запуска ВАЗа страна испытала автомобильный бум. В этот самый бум стало полно огромный автолюбителей, не слишком (или даже совсем не!) разбирающихся в автомобилях. Из-за того, что машины частенько ломались и ездить на них приходилось много лет, ремонт им нужен был довольно часто.

Конечно, сложно ожидать от скрипача или преподавателя английского или хирурга наличия хотя бы минимальных навыков в слесарном деле. Не совсем квалифицированный работник (он же, на языке автолюбителей, чайник) попадал в руки сервисменам, которые обычно не могли отремонтировать машину. А вот завести дружбу с начальником станции или со слесарем было гораздо удачнее, чем получить автограф звезды экрана.

-2

Практически всегда на СТО отсутствовали самые нужные запчасти. Иногда бывали, но не для всех и, конечно, дороже официальной цены. Одновременно с этим несчастному чайнику рассказывали всякие ужасы про его машину и включали в наряды работы, которых никто делать не собирался.

-3

Для выполнения финансового плана для государства необходимо было идти на всяческие ухищрения. Кто-нибудь выезжал наконец из этого автомобильного царства — точнее, ада — и говорил спасибо благодетелям. Другие стремились найти "своего" мастера, что было гораздо эффективнее.

Борцы теневой экономики

В большинстве гаражных кооперативов были свои спецы, которые хорошо зарабатывали на обслуживании и ремонте авто. Это был один из элементов той самой «низовой» и просто необходимой теневой экономики. Чаще всего в качестве мастера выступал сотрудник СТО или работник автомобильного завода.

-4

В гаражах иногда брали даже за то, что на СТО ремонтировать не брались. Например, после аварий приводили в порядок кузовы, которые официально были признаны негодными к дальнейшей эксплуатации. Гаражные работы обычно были очень качественными, к тому же, и цены на них были ниже, чем на СТО. Теневики были не только слесарями, механиками или малярами-мастерами, но еще и выполняли обязанности директоров, бухгалтеров, а также уборщиц.

-5

Если говорить в общем, то у них было гораздо меньше накладных расходов. Все сотрудники работали качественно, при этом старались угодить клиентам, чтобы те постоянно обращались в один и тот же "гараж". К хорошим мастерам всегда была большая очередь. Однако здесь, в отличие от СТО, действительно стоило подождать. Оставалась «малость» - иметь запчасти. А их и в помине не было. Конечно же они имелись в наличии, но не у всех…

Урвать нельзя достать

В те годы редко кто говорил: «Я купил шаровые опоры». Из-за отсутствия запчастей и желания сэкономить на ремонте, запчасти не покупали, а доставали. Урвать – значит, чудом оказаться у прилавка с ходовым товаром. Однако вероятность в этом случае была такой же, как падение кирпича на голову.

По этой причине и доставали запчасти. С помощью тех же самых людей из сервиса и рабочих автозаводов. Раздобыть запчасти можно было за счет государственных автобаз, которые были созданы для обслуживания Москвичей, и таксопарков, в которых работали на Волгах. Постепенное перемещение потоков запчастей из государственных структур в частные происходило по плану. Это было обычным делом. На эту тему даже карикатуры рисовали, но запчастей это на рынок не добавляло.

-6

Первый стихийный рынок был создан на территории Москвы в начале 1980-х годов. В ночь с пятницы на субботу, на самой пустой в это время суток дороге МКАД, собрались тысячи машин. И на газоне стояли, и на обочине, а также на разделительной полосе. На рынке царил ажиотаж, здесь можно было приобрести все что угодно. Для многих этот проект стал настоящим бизнесом. Товары разлетались как горячие пирожки. Некоторые, пересаживаясь с Запорожца на Жигули, продавали старые запасы для того, чтобы начать наращивать запас новых.

-7

Однако парадоксально, но при всем дефициту у особо домовитых «хомячков» в гаражах были обнаружены целые залежи приобретенного впрок металла, резины и пластика. Подобные «клондайки» часто можно было обнаружить в старых гаражах.

Советские лайфхаки

Из чего только в СССР ни мастерили запчасти! Прокаливание свечей на газовой плите – это самый простой лайфхак, который можно осуществить самостоятельно. Чтобы легко запустить машину зимой, их лучше вынести во двор уже тёплыми и завернуть понадежнее. Некоторые автолюбители самолично клеили накладки на колодки барабанных тормозов, а также сушили клей в духовке. Не раз из-за незнания случались несчастные случаи, когда автовладельцы пытались отмывать двигатели в ванной и травились парами бензина.

-8

Вместо сломанной шпильки крепления амортизатора в нижнем рычаге Жигулей, высверливали остатки шпильки и вставляли болты. Отверстия от коррозии латали стеклопластиком и эпоксидкой – популярная в кругах автолюбителей операция. Некоторые умудрялись красить из пылесоса свои автомобили - не хуже, чем из баллончика.

А вот самое варварство – накручивание изоленты под старые рабочие цилиндры, которые уже не отвечают требованиям по герметичности, - к счастью, было редким случаем.

О каких еще ремонтных лайфхаках СССР вы слышали? Напишите ответ в комментариях.

#ваз #лада #авто #lada #нива #niva #отечественный автопром