В эпоху жесткого дефицита поломки автомобилей никто не отменял, советские автолюбители искали любые возможности, чтобы починить “боевого коня”. Часто в ход шли самые неожиданные приспособления: от стеклоткани для заплаток до тормозных колодок из духовки. Какие еще лайфхаки использовали жители СССР?
Дефицитные СТО
Есть станции технического обслуживания, которые занимаются ремонтом автомобилей. В СССР они появились в 50-х, но только в начале 70-х стали популярны, когда после запуска ВАЗа страна испытала автомобильный бум. В этот самый бум стало полно огромный автолюбителей, не слишком (или даже совсем не!) разбирающихся в автомобилях. Из-за того, что машины частенько ломались и ездить на них приходилось много лет, ремонт им нужен был довольно часто.
Конечно, сложно ожидать от скрипача или преподавателя английского или хирурга наличия хотя бы минимальных навыков в слесарном деле. Не совсем квалифицированный работник (он же, на языке автолюбителей, чайник) попадал в руки сервисменам, которые обычно не могли отремонтировать машину. А вот завести дружбу с начальником станции или со слесарем было гораздо удачнее, чем получить автограф звезды экрана.
Практически всегда на СТО отсутствовали самые нужные запчасти. Иногда бывали, но не для всех и, конечно, дороже официальной цены. Одновременно с этим несчастному чайнику рассказывали всякие ужасы про его машину и включали в наряды работы, которых никто делать не собирался.
Для выполнения финансового плана для государства необходимо было идти на всяческие ухищрения. Кто-нибудь выезжал наконец из этого автомобильного царства — точнее, ада — и говорил спасибо благодетелям. Другие стремились найти "своего" мастера, что было гораздо эффективнее.
Борцы теневой экономики
В большинстве гаражных кооперативов были свои спецы, которые хорошо зарабатывали на обслуживании и ремонте авто. Это был один из элементов той самой «низовой» и просто необходимой теневой экономики. Чаще всего в качестве мастера выступал сотрудник СТО или работник автомобильного завода.
В гаражах иногда брали даже за то, что на СТО ремонтировать не брались. Например, после аварий приводили в порядок кузовы, которые официально были признаны негодными к дальнейшей эксплуатации. Гаражные работы обычно были очень качественными, к тому же, и цены на них были ниже, чем на СТО. Теневики были не только слесарями, механиками или малярами-мастерами, но еще и выполняли обязанности директоров, бухгалтеров, а также уборщиц.
Если говорить в общем, то у них было гораздо меньше накладных расходов. Все сотрудники работали качественно, при этом старались угодить клиентам, чтобы те постоянно обращались в один и тот же "гараж". К хорошим мастерам всегда была большая очередь. Однако здесь, в отличие от СТО, действительно стоило подождать. Оставалась «малость» - иметь запчасти. А их и в помине не было. Конечно же они имелись в наличии, но не у всех…
Урвать нельзя достать
В те годы редко кто говорил: «Я купил шаровые опоры». Из-за отсутствия запчастей и желания сэкономить на ремонте, запчасти не покупали, а доставали. Урвать – значит, чудом оказаться у прилавка с ходовым товаром. Однако вероятность в этом случае была такой же, как падение кирпича на голову.
По этой причине и доставали запчасти. С помощью тех же самых людей из сервиса и рабочих автозаводов. Раздобыть запчасти можно было за счет государственных автобаз, которые были созданы для обслуживания Москвичей, и таксопарков, в которых работали на Волгах. Постепенное перемещение потоков запчастей из государственных структур в частные происходило по плану. Это было обычным делом. На эту тему даже карикатуры рисовали, но запчастей это на рынок не добавляло.
Первый стихийный рынок был создан на территории Москвы в начале 1980-х годов. В ночь с пятницы на субботу, на самой пустой в это время суток дороге МКАД, собрались тысячи машин. И на газоне стояли, и на обочине, а также на разделительной полосе. На рынке царил ажиотаж, здесь можно было приобрести все что угодно. Для многих этот проект стал настоящим бизнесом. Товары разлетались как горячие пирожки. Некоторые, пересаживаясь с Запорожца на Жигули, продавали старые запасы для того, чтобы начать наращивать запас новых.
Однако парадоксально, но при всем дефициту у особо домовитых «хомячков» в гаражах были обнаружены целые залежи приобретенного впрок металла, резины и пластика. Подобные «клондайки» часто можно было обнаружить в старых гаражах.
Советские лайфхаки
Из чего только в СССР ни мастерили запчасти! Прокаливание свечей на газовой плите – это самый простой лайфхак, который можно осуществить самостоятельно. Чтобы легко запустить машину зимой, их лучше вынести во двор уже тёплыми и завернуть понадежнее. Некоторые автолюбители самолично клеили накладки на колодки барабанных тормозов, а также сушили клей в духовке. Не раз из-за незнания случались несчастные случаи, когда автовладельцы пытались отмывать двигатели в ванной и травились парами бензина.
Вместо сломанной шпильки крепления амортизатора в нижнем рычаге Жигулей, высверливали остатки шпильки и вставляли болты. Отверстия от коррозии латали стеклопластиком и эпоксидкой – популярная в кругах автолюбителей операция. Некоторые умудрялись красить из пылесоса свои автомобили - не хуже, чем из баллончика.
А вот самое варварство – накручивание изоленты под старые рабочие цилиндры, которые уже не отвечают требованиям по герметичности, - к счастью, было редким случаем.
О каких еще ремонтных лайфхаках СССР вы слышали? Напишите ответ в комментариях.
#ваз #лада #авто #lada #нива #niva #отечественный автопром