Найти тему

В чем особенность литургии святителя Василия Великого?

Оглавление

Литургию свт. Василия Великого в Православной Церкви служат только десять раз в год. Но так было не всегда. Уже в середине первого тысячелетия она почиталась так же высоко, как и апостольская литургия, и почти до X века считалась главной в Константинополе. Со временем появились вопросы, требующие изучения. Почему свт. Василию необходимо было составить новый чин? Действительно ли те тексты, что мы знаем сегодня, принадлежат св. Василию? Составил ли святой новый текст или редактировал имеющийся?

Святитель Василий Великий, писаная икона
Святитель Василий Великий, писаная икона

Происхождение и древнейшие свидетельства

Святой Василий жил в IV веке, но первые упоминания о составленной им литургии относятся к VI веку. Согласно сочинению Петра Диакона “Книга о воплощении и благодати”, скифские монахи, прибывшие в Рим на теопасхистские споры в 519 г., цитировали анафору Василия Великого. Они же утверждали, что ею пользуются чуть ли не по всему Востоку. Примерно в это же время Леонтий Византийский в своем труде “Против несториан и евтихиан” писал, что в Церкви читаются только две анафоры. Первая была передана от апостолов, а вторая, хоть и написана позднее св. Василием, сохранила апостольский дух.

Точные упоминания о литургии свт. Василия Великого известны только спустя два века после его кончины. Но в то же время его современник и друг свт. Григорий Назианзин в надгробном слове Василию заслугой его называет “чиноположение молитв”.

Житие свт. Василия Великого, составленное около VI в., гласит, что Василий просил у Господа подать ему такую мудрость, чтобы он мог совершать литургию, призывая Святого Духа собственными словами. Во время жизни святого не существовало письменных общепринятых слов призывания Духа Святого. По всей видимости, это и стало причиной для составления собственной анафоры: “Слова призывания в преложении хлеба Евхаристии и Чаши благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол или Евангелие упоминает, но и прежде их, и после произносим и другие, как имеющие великую силу для Таинства, приняв оные от неписанного учения” (Свт. Василий Великий “О Духе”).

-2

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Житие сообщает, что святой также ввел внешние новшества, соответствующие его восприятию литургии: повесил над престолом золотого голубя в качестве дарохранительницы и возвел алтарную преграду.

Анафора. Альтернативная версия возникновения и вопросы происхождения

Альтернативная теория происхождения анафоры утверждает, что свт. Василий был не составителем, а редактором уже устоявшегося чина – литургии апостола Иакова. Апостольская литургия была слишком длинной и, про причине человеческой немощи, свт. Василий сократил ее. И это же после него по той же причине сделал свт. Иоанн Златоуст.

Сегодня трудно установить, насколько эта теория достоверна. Хотя бы потому, что текст литургии ап. Иакова, которым Церковь пользуется сегодня, является реконструкцией. Поэтому сопоставить текст литургии свт. Василия можно только с отдельными фрагментами реконструированного текста литургии ап. Иакова.

Непросто определить и степень взаимосвязи двух чинов, поскольку тексты литургии и анафоры свт. Василия дополнялись и редактировались множество раз. Можно выделить две главные версии текста анафоры: пространную и краткую. Первый тип распространен в Поместных Православных и Армянской Церквях, второй – в антихалкидонитских Церквях Африки.

Литургия Василия Великого в Свято-Елисаветинском монастыре г. Минска
Литургия Василия Великого в Свято-Елисаветинском монастыре г. Минска

Какой текст был написан раньше? Если свт. Василий только дополнил существовавший чин, то почему он тоже носит его имя? Почему краткая версия распространилась только в Африке? Как так вышло, что там она вытеснила все остальные анафоры и до сих пор является наиболее употребляемой? Однозначных ответов на эти вопросы нет.

Проблема авторства

Большое количество редакций наводит на размышления: действительно ли те тексты, которые мы имеем сейчас, составил свт. Василий? И да, и нет.

Действительно, свт. Василий пользовался уже существующими текстами при составлении собственной литургии. Действительно, поздние рукописи подвергались редактуре и дополнениям. Но в каждом из них есть та основа, которая, как по смыслу, так и в точных формулировках, перекликается с произведениями свт. Василия. А характерный литературный язык великого каппадокийца отличим от позднейших вставок.

Иероним Энгбердинг, католический литургист XX в., предложил теорию, являющуюся возможным решением вопроса авторства литургии свт. Василия.

Согласно ему, пространные версии текста литургии восходят к одному общему тексту, условно обозначенному как Ω. Этот текст и был изначально написан святым, хотя и содержал в себе элементы более древнего, условно обозначаемого как Ur. Далее исследователь предположил, что краткий вариант анафоры свт. Василия на самом деле не принадлежит святому, но является коптской редакцией текста Ur.

Именно эта теория и ее последующие интерпретации являются преобладающими в современной исторической литургике.

Вывод

Святитель Василий Великий составил новый чин литургии, поскольку до IV века фиксированного полного чинопоследования не было. Существовали только записанные или передаваемые изустно отдельные молитвословия. При этом он пользовался как молитвами собственного составления, так и уже существовавшими. Изначальный текст литургии, составленный святым, до нас не дошел. Из всех существующих его вариантов самый близкий к оригиналу – пространный, который используют в Православных Церквях. А самая близкая к оригиналу часть дошедшего текста – анафора.

-4

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ