Продолжим повествование о Тайной Вечери. Мы уже упомянули в предыдущем выпуске, как апостол Иоанн рассказывает об этом событии (Ин.13:3-17).
Здесь, конечно, допущена серьезная ошибка. Для иудея I века подняться на второй этаж с грязными ногами , затоптать устилавшие пол чистые циновки и коврики, да еще улечься на ложе (по-арамейски мишкаб, на койне — триклиний), не совершив обряд, а потом встать и вернуться к микве для соблюдения ритуала - совершенно немыслимо. К тому же, если все уже возлегли, зачем спорить о местах, ведь они уже заняты? Не могу себе представить, чтобы Спаситель, омыв ноги, бросил Свою паству внизу и в одиночку пошел занимать лежанку и только потом спустился, дабы погасить спор учеников. Не в Его это характере. Вряд ли апостол Иоанн забыл о том, как все происходило на самом деле, ведь еще несколько веков после Христа ритуал очищения не менялся. Видимо, какой-то благочестивый переписчик благовеста, далекий от обрядов иудаизма, сделал ненужную добавку к тексту.
Теперь вопрос, опять же не задававшийся никем: кто омыл ноги Учителю?
Это мог быть слуга, а они у богача Иосифа из Аримафеи несомненно имелись. Вспомним, что Петра и Иакова привел в дом Тайной Вечери человек с кувшином воды (Лк. 22:10). Свободный правоверный им быть не мог, воду носили либо женщины, либо рабы. Идея о том, что это был член ессенской общины, адепты которой не соблюдали многие иудейские традиции и обряды, несостоятельна. Иешуа Га Ноцри не имел с ними дела хотя бы потому, что ессены не почитали Храм.
Находились ли слуги в доме своего хозяина в ночь с 14 на 15 нисана? Полагаю, что нет. Богочеловек скрывался от соглядатаев, чтобы не дать Себя арестовать раньше времени: Агнец должен был стать жертвой непосредственно перед Песахом. Одно дело провести в дом двух незнакомцев, другое — прислуживать известному всему городу проповеднику. Посему, скорее всего, Иосиф для конспирации отпустил прислужников праздновать с их семьями.
Оказать услугу Сыну могли бы и Приснодева, и Мария Вифанийская, она же Магдалина, самые близкие Ему женщины. Но обычай гостеприимства предписывал эту обязанность хозяину жилья, то есть Иосифу.
Сейчас спрошу то, что никому не приходило в голову кроме меня: а что именно снял с Себя Иисус? Подробно о Его одежде я поведаю в рассказе о Распятии, пока же вкратце опишу гардероб мужчины-иудея I века. Внизу представлены рисунки на стенах синагоги в Дюре Еуропос, сделанные приблизительно в 250 году. Они иллюстрируют облачения иудеев и сирийцев 3 века, которые несколько изменились со времен Христа под влиянием, очевидно, парфян и германцев (отряды последних стояли в Палестине как вспомогательные войска Рима). Дело в том, что в I столетии ни греки, ни римляне, ни иудеи штанов или брюк не носили.
Палестинские мужи обязательно имели шесть предметов гардероба.
Сандалии — на рисунке типичный образец этого вида обуви, найденный в крепости Масада (такой же в оазисе Ен-Геди) на берегу Мертвого моря.
Набедренная повязка. На иконах и художественных изображениях Христа Его чресла облечены в нечто не совсем понятное.
На самом деле Он мог носить один из трех видов такой одежды — кстати, нижним бельем она не являлась, в ней можно было ходить открыто.
Итак, первый вариант: древнеегипетский схенти или шендит. Иудеи долго жили в Стране пирамид и унаследовали многое из одежды и традиций ее обитателей.
Второй вариант: кусок ткани, обертывающий бедра, пропущенный под пахом и закрепленный на поясе. Такой до сих пор носят бедуины.
Третий — римский сублигакулум. Его, правда, чаще применяли спортсмены, а также рабы, особенно гладиаторы.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/religion/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk2952/
Продолжение следует
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.