Найти тему
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. (Выпуск 7) Тайная Вечеря. Омовение ног. Часть 2 .

Тайная Вечеря. (Картина взята из открытых источников).
Тайная Вечеря. (Картина взята из открытых источников).
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

Продолжим повествование о Тайной Вечери. Мы уже упомянули в предыдущем выпуске, как апостол Иоанн рассказывает об этом событии (Ин.13:3-17).

Здесь, конечно, допущена серьезная ошибка. Для иудея I века подняться на второй этаж с грязными ногами , затоптать устилавшие пол чистые циновки и коврики, да еще улечься на ложе (по-арамейски мишкаб, на койне — триклиний), не совершив обряд, а потом встать и вернуться к микве для соблюдения ритуала - совершенно немыслимо. К тому же, если все уже возлегли, зачем спорить о местах, ведь они уже заняты? Не могу себе представить, чтобы Спаситель, омыв ноги, бросил Свою паству внизу и в одиночку пошел занимать лежанку и только потом спустился, дабы погасить спор учеников. Не в Его это характере. Вряд ли апостол Иоанн забыл о том, как все происходило на самом деле, ведь еще несколько веков после Христа ритуал очищения не менялся. Видимо, какой-то благочестивый переписчик благовеста, далекий от обрядов иудаизма, сделал ненужную добавку к тексту.

Теперь вопрос, опять же не задававшийся никем: кто омыл ноги Учителю?

Это мог быть слуга, а они у богача Иосифа из Аримафеи несомненно имелись. Вспомним, что Петра и Иакова привел в дом Тайной Вечери человек с кувшином воды (Лк. 22:10). Свободный правоверный им быть не мог, воду носили либо женщины, либо рабы. Идея о том, что это был член ессенской общины, адепты которой не соблюдали многие иудейские традиции и обряды, несостоятельна. Иешуа Га Ноцри не имел с ними дела хотя бы потому, что ессены не почитали Храм.

Находились ли слуги в доме своего хозяина в ночь с 14 на 15 нисана? Полагаю, что нет. Богочеловек скрывался от соглядатаев, чтобы не дать Себя арестовать раньше времени: Агнец должен был стать жертвой непосредственно перед Песахом. Одно дело провести в дом двух незнакомцев, другое — прислуживать известному всему городу проповеднику. Посему, скорее всего, Иосиф для конспирации отпустил прислужников праздновать с их семьями.

Оказать услугу Сыну могли бы и Приснодева, и Мария Вифанийская, она же Магдалина, самые близкие Ему женщины. Но обычай гостеприимства предписывал эту обязанность хозяину жилья, то есть Иосифу.

Сейчас спрошу то, что никому не приходило в голову кроме меня: а что именно снял с Себя Иисус? Подробно о Его одежде я поведаю в рассказе о Распятии, пока же вкратце опишу гардероб мужчины-иудея I века. Внизу представлены рисунки на стенах синагоги в Дюре Еуропос, сделанные приблизительно в 250 году. Они иллюстрируют облачения иудеев и сирийцев 3 века, которые несколько изменились со времен Христа под влиянием, очевидно, парфян и германцев (отряды последних стояли в Палестине как вспомогательные войска Рима). Дело в том, что в I столетии ни греки, ни римляне, ни иудеи штанов или брюк не носили.

Предметы гардероба жителей Палестины. Living in the Time of Jesus of Nazareth. Peter Connolly. Israel, 1983.
Предметы гардероба жителей Палестины. Living in the Time of Jesus of Nazareth. Peter Connolly. Israel, 1983.

Палестинские мужи обязательно имели шесть предметов гардероба.

Сандалии — на рисунке типичный образец этого вида обуви, найденный в крепости Масада (такой же в оазисе Ен-Геди) на берегу Мертвого моря.

Сандалии. Living in the Time of Jesus of Nazareth. Peter Connolly. Israel, 1983.
Сандалии. Living in the Time of Jesus of Nazareth. Peter Connolly. Israel, 1983.

Набедренная повязка. На иконах и художественных изображениях Христа Его чресла облечены в нечто не совсем понятное.

Одно из общепринятых изображений набедренной повязки на Спасителе.  Картина взята из открытых источников.
Одно из общепринятых изображений набедренной повязки на Спасителе. Картина взята из открытых источников.

На самом деле Он мог носить один из трех видов такой одежды — кстати, нижним бельем она не являлась, в ней можно было ходить открыто.

Итак, первый вариант: древнеегипетский схенти или шендит. Иудеи долго жили в Стране пирамид и унаследовали многое из одежды и традиций ее обитателей.

Схенти.  Living in the Time of Jesus of Nazareth. Peter Connolly. Israel, 1983.
Схенти. Living in the Time of Jesus of Nazareth. Peter Connolly. Israel, 1983.

Второй вариант: кусок ткани, обертывающий бедра, пропущенный под пахом и закрепленный на поясе. Такой до сих пор носят бедуины.

Схема набедренной повязки. Рисунок из открытых источников.
Схема набедренной повязки. Рисунок из открытых источников.

Третий — римский сублигакулум. Его, правда, чаще применяли спортсмены, а также рабы, особенно гладиаторы.

Сублигакулум. Фото из открытых источников.
Сублигакулум. Фото из открытых источников.
Сублигакулум. Фото из открытых источников.
Сублигакулум. Фото из открытых источников.

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Юрий Пульвер

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/religion/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk2952/

Продолжение следует

Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.