Найти тему
Олег Подузов

32. Советские гоночные мотоциклы: Минск ММВЗ - 3.227.

Последний гоночный мотоцикл Минского Мото Вело Завода появился в 1986 году. Новая модель получила индекс 3.227 и выпускалась до 1991 года. За это время было выпущено около двухсот штук и конечно, до наших дней их сохранилось совсем немного.

В конструкции мотоцикла впервые применены дисковые тормоза, однако колеса остались спицованными. Еще одно новшество - задняя подвеска с моноамортизатором, но при этом рама изготовлена из стальных труб, хотя алюминий в конце восьмидесятых уже вошел в моду на гоночных трассах. С двигателя удалось снять 24 л.с., таким образом литровая мощность  составляла 194 л.с., что немало, но реализовать эту мощность мешала КПП с всего лишь четырьмя передачами. Таким образом, мотоцикл соткан из противоречий - с одной стороны, прогрессивные технические решения, с другой - ограничения, обусловленные техническим уровнем Минского завода.

Мотоцикл ММВЗ - 3.227 из музея при заводе.
Мотоцикл ММВЗ - 3.227 из музея при заводе.
Задний тормоз.
Задний тормоз.
На музейном мотоцикле установлен мотор системы "ежик", хотя на большинстве мотоциклов был уже пятиканальный мотор.
На музейном мотоцикле установлен мотор системы "ежик", хотя на большинстве мотоциклов был уже пятиканальный мотор.
-5

Непонятно, по какой причине впуск оставили поршневым и не установили лепестковый клапан - при таком подходе мотор мог быть только однорежимным, с резким ростом мощности на больших оборотах и вялой серединой. В то же время, мотоцикл мог развивать до 160 км/ч и в внутрисоюзных соревнованиях выглядел очень достойно. Он не выступал в одном классе с такими мотоциклами, как Вихур - Ротакс и Рига - 23С, а в своем классе, имея в конкурентах только ММВЗ - 3.216, да еще в руках хорошего гонщика, мог себя показать во всей красе.

-6

Мотогонки 80х, класс до 125 куб.см, на старте 3.216 и 3.227. Как видим, на поул можно было пробиться и на 3.216, а ведь его начали выпускать аж в 1977 году! Видимо, разница между этими мотоциклами не была такой уж огромной. Мотоцикл под номером два можно рассмотреть подробнее -

-7

Конечно, ММВЗ - 3.216 не был совершенным для своего времени. Проблемы страны в целом сказывались и на всем, что в ней производилось. Однако нельзя не отметить, что люди, работавшие над этим мотоциклом, сделали все, что от них зависело. С серийных мотоциклов на 3.227 не подходит ничего. Абсолютно все узлы и агрегаты разработаны и произведены специально для гоночного использования. Из серийных деталей можно отметить разве что несколько измененную для установки дискового тормоза переднюю вилку от ИЖ - ПС. Однако и в вилке минчане применили свой подход. Как видно на фото, в пробки перьев добавлены штуцера для накачки сжатого воздуха.Нормальным считалось давление 7кг/см и могло изменяться для конкретных условий гонки,но не должно было превышать 10кг/см. Изготовлено все аккуратно, с вниманием к деталям. Виден высокий уровень инжиниринга и культуры производства. К сожалению, крах СССР положил конец гоночной программе ММВЗ, как знать, если бы она продолжена - каким бы было следующее поколение шоссейно кольцевых Минских мотоциклов?

"Раздетый" ММВЗ - 3.227.
"Раздетый" ММВЗ - 3.227.
ММВЗ - 3.227 на трассе.
ММВЗ - 3.227 на трассе.
-10

Конечно, спортсмены дорабатывали мотоциклы, как могли. Замена цепной моторной передачи на зубчатую была давно опробована картингистами и доказала свою жизнеспособность.

-11

Зубчатая передача в моторе ММВЗ. Картер требует доработок, так как шестерня на корзине большого диаметра для более "короткого" передаточного отношения.

Для достижения безумных оборотов и более высокой надежности штатная система зажигания менялась на "Мотоплат" или продукцию Московского кооператива "Вираж".

Альтернативная система зажигания на Минском моторе. 
Альтернативная система зажигания на Минском моторе. 

Так же из картинга пришли лепестковые клапана. Естественно, при установке ЛК в поршнях выпиливались окна огромных размеров, добавлялся перепускной канал и каналы расширялись до максимума. Щеки коленвалов протачивались до минимально возможного размера, а лишний объем кривошипной камеры заполнялся вставками из алюминия, так мотор быстрее набирал обороты. Поршни менялись на самодельные, их отливали сами, экспериментируя с составом сплава. Таким образом заводскую мощность 24 л.с. удавалось еще увеличить.

Для облегчения мотоцикла сверлились отверстия везде,где только можно. Так же отверстия сверлились в ребрах цилиндра и головки, считалось, что это улучшает охлаждение. Многие гонщики "под себя" передвигали подножки и меняли положение сиденья. После этих неугомонных людей сейчас очень трудно найти мотоцикл в оригинальном состоянии. Давайте посмотрим на ММВЗ - 3.227, которые сохранились до наших дней.

Мотоцикл из Прибалтики, точнее ничего неизвестно.
Мотоцикл из Прибалтики, точнее ничего неизвестно.
Еще один такой мотоцикл.
Еще один такой мотоцикл.
Мотоцикл из Латвии. Видна левая крышка двигателя под зубчатую передачу.
Мотоцикл из Латвии. Видна левая крышка двигателя под зубчатую передачу.
Еще один мотоцикл из Прибалтики.
Еще один мотоцикл из Прибалтики.
Минск, восстановленный в Чехии.
Минск, восстановленный в Чехии.
ММВЗ - 3.227 из коллекции музея УГМК в Верхней Пышме.
ММВЗ - 3.227 из коллекции музея УГМК в Верхней Пышме.
ММВЗ - 3.227, который восстановил Александром Даукшис из Белоруссии.
ММВЗ - 3.227, который восстановил Александром Даукшис из Белоруссии.
ММВЗ - 3.227, владелец Никита Суша из Белоруссии.
ММВЗ - 3.227, владелец Никита Суша из Белоруссии.
Мотоцикл Андрея Янчука с Украины.
Мотоцикл Андрея Янчука с Украины.

После 1991 года закончил свое существование СССР, с ним исчез и Чемпионат по шоссейно кольцевым мотогонкам СССР, прекратилось и производство гоночной техники. В скором времени погибло и большинство советских мотозаводов. Так закончилась история советского мотоспорта. Причем не только в России, но и по всей территории бывшего СССР. Пришли в негодность гоночные трассы в Грузии, На Украине, в Прибалтике. Вихур, Терас, Рига, Эсстек - эти марки исчезли. Некогда лидеры советских авто и мотогонок из Прибалтики не нашли себе места в современном мире. Прекратил свое существование и ВНИИ из Серпухова. ЗиД, ММВЗ, Ирбитский и Ижевский мотозавод нашли возможность сохранить свои музеи, ВНИИ, КМЗ и Саркана Звайгзне не сделали и этого. Сейчас есть интерес к гоночной истории и технику находят и восстанавливают, но много информации и экспонатов утрачено навсегда.