Последний гоночный мотоцикл Минского Мото Вело Завода появился в 1986 году. Новая модель получила индекс 3.227 и выпускалась до 1991 года. За это время было выпущено около двухсот штук и конечно, до наших дней их сохранилось совсем немного.
В конструкции мотоцикла впервые применены дисковые тормоза, однако колеса остались спицованными. Еще одно новшество - задняя подвеска с моноамортизатором, но при этом рама изготовлена из стальных труб, хотя алюминий в конце восьмидесятых уже вошел в моду на гоночных трассах. С двигателя удалось снять 24 л.с., таким образом литровая мощность составляла 194 л.с., что немало, но реализовать эту мощность мешала КПП с всего лишь четырьмя передачами. Таким образом, мотоцикл соткан из противоречий - с одной стороны, прогрессивные технические решения, с другой - ограничения, обусловленные техническим уровнем Минского завода.
Непонятно, по какой причине впуск оставили поршневым и не установили лепестковый клапан - при таком подходе мотор мог быть только однорежимным, с резким ростом мощности на больших оборотах и вялой серединой. В то же время, мотоцикл мог развивать до 160 км/ч и в внутрисоюзных соревнованиях выглядел очень достойно. Он не выступал в одном классе с такими мотоциклами, как Вихур - Ротакс и Рига - 23С, а в своем классе, имея в конкурентах только ММВЗ - 3.216, да еще в руках хорошего гонщика, мог себя показать во всей красе.
Мотогонки 80х, класс до 125 куб.см, на старте 3.216 и 3.227. Как видим, на поул можно было пробиться и на 3.216, а ведь его начали выпускать аж в 1977 году! Видимо, разница между этими мотоциклами не была такой уж огромной. Мотоцикл под номером два можно рассмотреть подробнее -
Конечно, ММВЗ - 3.216 не был совершенным для своего времени. Проблемы страны в целом сказывались и на всем, что в ней производилось. Однако нельзя не отметить, что люди, работавшие над этим мотоциклом, сделали все, что от них зависело. С серийных мотоциклов на 3.227 не подходит ничего. Абсолютно все узлы и агрегаты разработаны и произведены специально для гоночного использования. Из серийных деталей можно отметить разве что несколько измененную для установки дискового тормоза переднюю вилку от ИЖ - ПС. Однако и в вилке минчане применили свой подход. Как видно на фото, в пробки перьев добавлены штуцера для накачки сжатого воздуха.Нормальным считалось давление 7кг/см и могло изменяться для конкретных условий гонки,но не должно было превышать 10кг/см. Изготовлено все аккуратно, с вниманием к деталям. Виден высокий уровень инжиниринга и культуры производства. К сожалению, крах СССР положил конец гоночной программе ММВЗ, как знать, если бы она продолжена - каким бы было следующее поколение шоссейно кольцевых Минских мотоциклов?
Конечно, спортсмены дорабатывали мотоциклы, как могли. Замена цепной моторной передачи на зубчатую была давно опробована картингистами и доказала свою жизнеспособность.
Зубчатая передача в моторе ММВЗ. Картер требует доработок, так как шестерня на корзине большого диаметра для более "короткого" передаточного отношения.
Для достижения безумных оборотов и более высокой надежности штатная система зажигания менялась на "Мотоплат" или продукцию Московского кооператива "Вираж".
Так же из картинга пришли лепестковые клапана. Естественно, при установке ЛК в поршнях выпиливались окна огромных размеров, добавлялся перепускной канал и каналы расширялись до максимума. Щеки коленвалов протачивались до минимально возможного размера, а лишний объем кривошипной камеры заполнялся вставками из алюминия, так мотор быстрее набирал обороты. Поршни менялись на самодельные, их отливали сами, экспериментируя с составом сплава. Таким образом заводскую мощность 24 л.с. удавалось еще увеличить.
Для облегчения мотоцикла сверлились отверстия везде,где только можно. Так же отверстия сверлились в ребрах цилиндра и головки, считалось, что это улучшает охлаждение. Многие гонщики "под себя" передвигали подножки и меняли положение сиденья. После этих неугомонных людей сейчас очень трудно найти мотоцикл в оригинальном состоянии. Давайте посмотрим на ММВЗ - 3.227, которые сохранились до наших дней.
После 1991 года закончил свое существование СССР, с ним исчез и Чемпионат по шоссейно кольцевым мотогонкам СССР, прекратилось и производство гоночной техники. В скором времени погибло и большинство советских мотозаводов. Так закончилась история советского мотоспорта. Причем не только в России, но и по всей территории бывшего СССР. Пришли в негодность гоночные трассы в Грузии, На Украине, в Прибалтике. Вихур, Терас, Рига, Эсстек - эти марки исчезли. Некогда лидеры советских авто и мотогонок из Прибалтики не нашли себе места в современном мире. Прекратил свое существование и ВНИИ из Серпухова. ЗиД, ММВЗ, Ирбитский и Ижевский мотозавод нашли возможность сохранить свои музеи, ВНИИ, КМЗ и Саркана Звайгзне не сделали и этого. Сейчас есть интерес к гоночной истории и технику находят и восстанавливают, но много информации и экспонатов утрачено навсегда.