("На грани жизни", The Girl on the Mountain, 2022, США)
Один из "лайфхаков" режиссеров-малобюджетников, помимо того, что они сами себе пишут сценарии, гласит: хочешь снять копеечное кино, чтобы оно не выглядело убого - айда на природу. Ибо лес, горы и чистый небосвод - беспроигрышные "декорации", которые при всем старании не испортишь. Ну если, конечно, фильм делают не сказочные дол... добровольцы вроде создателей "Лестницы" или "Двери в лесу" - тут, боюсь, даже танцы с самым большим бубном в мире не помогут.
Режиссер/сценарист/продюсер Matt Sconce, надо отдать ему должное, не "сказочный" и не бездарь. Поэтому с угодившей в его распоряжение природой он обошелся толково. Смотреть его картину (далеко не первую, но кто слышал о предыдущих?), снятую где-то на горном севере Штатов, просто эстетически приятно и колоритными ландшафтами она радует при каждом удобном случае. То есть едва ли не в каждой сцене. Включая и ночные, с их звездным небом и улетающими в него, искрами костра.
Жаль, но всё прочее здесь отсеивается в категорию ниже: "сносно, но могло быть гораздо лучше".
Актеры... Ну, их мало, они никому не известны и играют на уровне провинциального театра, но в целом не раздражают.
А вот дисбаланс повествования - недостаток посерьезнее. А именно: опытный триллермейкер в данном случае равномерно "размазал" бы всю движуху по сюжету - так, чтобы не снижать бодрость его динамики. А уже в паузах между драками и беготней раскрывал бы характеры главных героев, строил между ними взаимопонимание и делал флэшбэки в их прошлое.
Matt Sconce поступил иначе, и это с его стороны большая драматургическая ошибка.
Целый час с лишним из полутора, что идет кино, его герои знакомятся, разговаривают, проникаются друг к другу симпатией, вспоминают, как они очутились в горах, ловят рыбу, жгут костер, ночуют в палатке... И лишь в последние 15 минут разгорается кое-какая "боевка" в рэмбическом духе - с поправкой на местный бюджет, разумеется.
И это было неправильно. Что, к сожалению, портит впечатление от этой, в общем-то, симпатичной и драматичной ленты.
Начало этой разборки на дикой природе довольно нетипичное. По крайней мере, не припомню, в каком бы еще триллере главный герой, успешный дирижер и композитор (его играет Дэниэл О’Рейли "звезда" плинтус-хита 2018-го года "Монстр из глубины"), пережив семейную трагедию, уходил в горы отшельником. И бомжевал там с палаткой и винтовкой уже не первый год, наказывая таким образом себя за ошибки прошлого.
Ну, как умел, так и страдал в меру своей фантазии, что тут сказать.
Нашего отшельника зовут Джек, однажды он потерял всю свою семью и вот теперь жег костры и обрастал бородой на природе. Питался же он рыбалкой, охотой, грибами-ягодами и, видимо, калорийным святым духом, поскольку худосочным по сравнению с собой-прежним Джек не выглядел.
Впрочем, однажды его кукование в одиночестве закончилось. В тот день, когда его рюкзак попыталась спереть чумазая девочка-подросток. Да-да, вот прямо посреди чащобы выскочила откуда-то, сцапала трофей и рванула прочь.
Джек воровку все-таки догнал и вещички свои в обиду не дал. Только разговорить девчонку ему не удалось, поскольку она оказалась... немая. Но, к счастью - не глухая. К тому же в кустах сюжета стоял толстый рояль: откуда-то Джек чисто случайно знал язык глухонемых. Поэтому их общение с девчонкой вскоре устаканилось, а когда они, поплутав пару дней по горам, немного сдружились, она поведала ему жестами и свою биографию. Не менее трагическую, чем у него, так что, перефразируя песню, эти "два одиночества" не только встретились, но еще и костер у них разгорелся, и разговор в итоге склеился, хоть и на пальцах.
И вот, когда это состоялось, там и дежурные негодяи подоспели. И спасибо им, любезным, что они деликатно подождали, разрешив Джеку и его подопечной как следует закорешиться.
***
В общем, досадно, что Matt Sconce сконцентрировал всё самое интересное и остросюжетное в последней четверти часа своей картины. Не такой уж плохой, честно говоря, и во многом даже душевной, несмотря на не самую блестящую актерскую игру. По крайней мере любители мелодрам найдут здесь, чем пощипать свои чувствительные эмоции.
А вот любителям настоящих триллеров "Девочка с горы" покажется слишком мягкотелой из-за своих рефлексий и откровенно не дожатой, скомканной "боевой" части сюжета.
Как бы то ни было, смотреть на красивые ландшафты лично мне всегда приятно, поэтому даже к слабоватым триллерам, но снятым на дикой природе, я отношусь великодушно. В том числе к этому, так что ищите его тотальный разгром не здесь, а где-нибудь еще.