ПОРА ЖЕНИТЬСЯ
Магазинные мои дела улучшались, дело с годами росло, я уже себя не чувствовал профаном. Как-то в зимнее время к нам в гости приехала Надя Навалихина (двоюродная сестра Диодора – прим.ред.). Мы стали с ней чуть не каждый день ходить в театр. Надя была очень довольна, ведь для нее все это было ново. Гостила у нас также Лёля в летнее время. Обе они не знали, с каким чувством я живу, и обе говорили, что я скучный, мне надо развлечься, что надо жениться. Обе они звали меня к себе, обещая познакомить с невестами.
МАРУСЯ – БОГАТАЯ НЕВЕСТА
Наконец я решаюсь ехать в Камышлов повидать хваленых Навалихиными девушек-невест. Первой я познакомился с Марусей Соколовой, богатой невестой, она у родителей единственная дочь, люди с большими средствами, свой дом и прекрасный сад. Наружность Маруси ничего особенного не представляет, девица бойкая, светская, любит повеселиться, потанцевать.
Я понял, что Маруся на жизненном пути не сможет мне составить относительного счастья, разделить наши радости и горести, а сделать Марусе жизнь счастливую и радостную я буду не в состоянии. Навалихины мне передали, что я мамаше Маруси, Александре Осиповне, очень понравился, короче говоря, надо свататься, но жениться на деньгах? Такой вариант мне был не по душе, и я поставил на сватовстве крест.
НИНА – ДОЧКА КАЗНАЧЕЯ
Вторую невесту я повидал тоже, меня она ничем не пленила, наружностью непривлекательна, материальные средства меня не интересовали, и для меня стало ясно, что лично мне задумываться не о чем. Это была Нина Золотавина дочка казначея, и так обозначился второй крест.
КАТЯ: ВОТ ТА ДЕВУШКА, КОТОРУЮ Я ИЩУ!
И вот, наконец, вижу третью девицу - Катю Филиппову. Девушка скромная, застенчивая, из разговора с ней я понял, что, Катя любит читать и для себя развитая. Дома она является помощницей отцу Ивану Павловичу Филиппову, управляющему Алафузовским кожевенным заводом. Катя в конторе принимает для производства корье дубить кожи. В семье Катя является помощницей матери Юлии Петровне, семья большая, забот много надо присмотреть за младшими ребятами. Приходилось целыми днями пасти уток, индеек и вообще быть активной помощницей в жизни семьи.
В Кате я увидел девушку-труженицу, заботливую в своих делах, энергичную, не белоручку. Мне в ней все это понравилось. Наружность Кати мне тоже понравилась. Ростом нормальная, шатенка, кругленькое русское лицо, темные глаза, черные брови, прямой нос, в лице было что-то такое, что отдаленно напоминало мне Любу. Вот та девушка, какую я ищу, которая меня не оставит. Рассказать Кате о моей разбитой жизни, о моей потерянной любви я не посмел. Навалихины девицы повели меня к Филипповым познакомиться с семьей и меня показать.
СВАДЬБА
Когда уже с Катей мы стояли под венцом в Александровской церкви (Церковь Александра Невского в Камышлове была заложена в 1882 году, в 1978 взорвана – прим. Ред.), я дал себе что-то вроде клятвы, что буду жить так, как захочет Катя, для крепости своей клятвы на положенный нам под ноги коврик, я демонстративно встал после Кати, пускай мой поступок видят все и объясняют каждый по своему. Церковь была переполнена народом, и к выходу мы пробирались с трудом.
В настоящее время мы уже пережили золотую свадьбу. Милая моя, дорогая и верная супруга - уже не прежняя Катя, а бабуленька. Свое обещание, данное в церкви в торжественной обстановке всенародно, я старался честно проводить в жизнь. Свадьба наша состоялась 2 февраля 1905 года. На свадьбу нас поехало трое: я, папа и Александра Васильевна Пацевич. Домой выехали все вечером в день венчания, папа и Александра Васильевна в Пермь, и мы с Катей до Екатеринбурга, чтобы дать возможность в Перми встретить молодых по русскому обычаю.
На другой день мы с Катей выехали в Пермь. Дома нас встретили с хлебом-солью, благословением и обсыпкой хмелем. Было много гостей. Папа и мама к Кате относились как нельзя лучше. Мама просила Катю взять на себя хлопоты по ведению хозяйских нужд. Катя ездила на базар за продуктами, ходила по магазинам, была активной в жизни, и так время незаметно шло и шло. Я с утра уходил в магазин, иногда и Катя приходила ко мне.
Сестра Кати Лида училась в Киеве. Проезжая через Пермь, Лида останавливалась у нас. Появлялись разговор и смех. Лида что-нибудь рассказывает, а сама захлебывается хохотом. Мама и говорит ей: Лида, да ты сначала выхохочись, а потом уже и говори. Лида всегда обращалась к Кате с просьбой в дорогу ей купить колбасы разнообразия, колбаса Ковальского славилась на Пермской дороге. Разнообразие означало разные сорта колбасы, нарезанные кусочками.
В скором времени мне предстояла поездка в Нижний Новгород за товаром, я сговорил Катю поехать со мной. На пароходе Катя себя почувствовала нехорошо и в Нижнем обратилась за советом в больницу, и ей в больнице объяснили, что у нее это самочувствие происходит от беременности. Мечта моя иметь свою семью и при том еще состоящую из трех детей в конечном итоге осуществилась, но только дело обошлось без сыновей, жал, конечно, что для родных и близких знакомых мы потеряли род Булдаковых.
НИ СНА, НИ ОТДЫХА ИЗМУЧЕННОЙ ДУШЕ
Будучи уже практически более опытным в жизни и более умудренным и эгоистичным родителем в наше советское время, мне кажется иметь выгоднее дочерей. Я на себе, например, вижу и чувствую, сколько три наши дочери вкладывают заботы, хлопот, любви, чтобы скрасить нашу стариковскую жизнь, мои покойные родители этого не имели. Женское сердце более любящее, мягче, нежнее, за мужчиной только одно преимущество – физическая сила, но как гласит поговорка, - без женщины мужчина как без паров машина. Вот и сам я как мужчина не могу дать своим дочерям и внучатам того, что дает им сейчас женщина, их бабуленька Катя, являясь и мамой, и бабушкой. Не следует мужу и жене вздорить и обострять жизнь, создавать семейного ада. В нашей долгой стариковской жизни приходилось переживать и неприятности, и все же мы, супруги, справили золотую свадьбу, а друг друга не бросили, да, видимо, и не бросим.
Пишу, а на глазах слезы. «Ни сна, ни отдыха измученной душе, все прошлое я вновь переживаю» (слова из арии Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь»). Дорогая моя родня, близкие вы мне люди, не скрою от вас, я стал себе противен, куда все девалось, все мои части, руки, ноги или не работают, или работают неправильно. Мне хочется быть полезным в семье, хочется знать мировые события, хочется дождаться расцвета моей дорогой, крепко любимой родины, хочется слышать о счастье всех людей нашей планеты. Но вечной жизни в природе нет и видимо это будет уже без нас.