Прозаик ХХ века В.В. Конецкий, в произведениях которого отразилась жизнь моряков-полярников, поднимает вопрос о проявлении безответственности.
Автор рассказывает о штурмане судна, который принял решение, не дожидаясь ослабления шторма, высадиться на берег, чтобы зажечь маяк.
Рассказывая о воинской службе Шаталова, писатель приводит примеры его безответственного поведения. Штурман допустил халатность в оформлении документов – не соблюдал срок их сдачи. Он был очень доволен тем, что у него появилась возможность воспользоваться случаем и выполнить задание, в результате выполнения которого срок сдачи документов будет продлен. Ради этого он принял решение не дожидаться ослабления шторма и рисковал жизнью людей.
В качестве еще одного примера безнравственного поведения Шаталов автор приводит его недостойный поступок: представитель армии допустил обман. Он сказал начальству, что знает безопасные проходы в этих местах. Такое отношение к службе в еще большей степени усугубляет его безответственность
Оба примера: халатное отношение к оформлению документов и несерьезное отношение к жизни подчиненных, свидетельствуют о том, что личная заинтересованность часто ставится выше жизни людей, что самонадеянность и стремление обмануть приводит к безответственным поступкам.
Авторское отношение к безрассудному поведению штурмана заключается в восклицательном предложении, где даётся описание состояния этого человека сравнения – «козлом прыгал». Желание избавиться от бумажной работы, бесшабашная удаль явились причиной безответственного выбора командира, который должен был понимать свой долг основательнее, серьёзнее. В.Конецкий пишет, что действия этого человека были расценены как «неоправданное лихачество».
Я согласна с автором в том, что безответственный человек – тот, кто не управляет своими мыслями, эмоциями и принимает неправильные решения, от которых зависит не только его жизнь, но и жизнь подчинённых. Руководитель должен справляться с личными желаниями. Чувство долга таких людей должно быть повышенным, поведение - обдуманным до мелочей.
Безответственным, безвольным человеком в начале жизненного пути показан один из главных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Пьер Безухов. Он, получив образование, приехал из-за границы. Его взрослый друг князь Андрей Болконский советовал ему перестать посещать компанию безалаберного Анатоля Курагина. Пьер дал обещание Болконскому, но не сдержал слово, объяснив себе, что раньше он дал слово Анатолю Курагину, и снова участвовал в кутежах. Впоследствии, постепенно пройдя через ошибки в поисках смысла жизни, Безухов пришёл к пониманию своей ответственности в общественной деятельности.
Итак, ответственный человек обдумывает последствия своих поступков, а безответственный – нет. Он плывёт по течению жизни, в большинстве случаев не задумываясь о том, как его действия отразятся на своей судьбе и на судьбе других людей. Непродуманность поступков и недисциплинированность могут привести к преступлению. Каждый должен стараться не нарушать ни нравственные, ни другие законы жизни. Человек должен осознавать ответственность за свои поступки и предвидеть их последствия.
ТЕКСТ
Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. Боль в костях усилилась, монотонная, нудная...
Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.
Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчетную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах и почему-то чесалось за шиворотом. Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе все не было видно.
И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. Он был молод. Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. Зато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. Просто судьба изменила... Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг...
Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра... Только чудом никто не погиб. Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. За неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых. (По В. Конецкому)
Виктор Викторович Конецкий (1929—2002) — капитан дальнего плавания, прозаик, сценарист. В своих произведениях отразил жизнь моряков-полярников.