Одной из форм поселения в Российской империи XIX – начала XX веков стал починок. Люди не всегда правильно понимают значение этого термина. Так случилось и со мной в момент изучения биографии Григория Петровича Багаева (о нём мы писали в предыдущем посте), - жителе починка деревни Самсончики Орловского уезда Вятской губернии.
Наиболее часто такие формы поселения были распространены на территории Поволжья, Урала, Сибири.
Починок представлял собой выселок от деревни в один-два двора, либо расчищенное под пашню место. Часто такое поселение из одного двора разрасталось в крупную деревню или даже город. Но могло происходить и обратное, - со смертью жителей или уходом на новое место, починок исчезал. Порой это происходило из-за того, что оставалось невостребованным ремесло, которым занимались жители такого починка.
Так, например, жители многих починков Поволжья (в т. ч. – и починка деревни Самсончики) занимались хлебопашеством и бурлачеством. И то, и другое требовало огромного напряжения сил.
Под бурлаком часто имеют ввиду рабочего, входившего в артель, которая тянула на бечеве суда против течения реки. Для этого с судна на берег спускалась бечева – крепкая пеньковая веревка, длину ее регулировали в зависимости от того, на каком расстоянии от берега шло судно. От конца через каждые 6 метров к бечеве крепились тоньки, к которым привязывались кожаные лямки. В эту лямку впрягался бурлак, он надевал ее чрез голову на грудь и на оба плеча. Опытный бурлак шедший во главе бечевы назывался «шишкой», от его ловкости и умения зависела слаженность работы артели. Задний бурлак в бечеве назывался «завозенным». Крупные суда могли идти на двух бечевах, иногда к коренной бечеве прилаживалась так называемая подсада или боковая бечева.
Однако в тот период времени к бурлачеству или «судовой работе» относили любую службу на речных судах и лесных плотах. Помимо лямочников - тягачей судов, бурлаками считали и лесосплавщиков, и грузчиков-крючников, и других неквалифицированных рабочих-водников.
Долгое время в этих районах бурлаческий промысел был основным и даже успешно составлял конкуренцию пароходному транспорту. Лишь массовое строительство железных и автомобильных дорог, развитие техники, в конечном счете, привело к его упадку.
Подписывайтесь на наш канал и оставляйте свои комментарии.
#история #транспорт #память #предки #генеалогия #родословная #бурлаки #экономика #интересные факты #образование