Найти тему

Бурлаки: кто это такие?

Одной из форм поселения в Российской империи XIX – начала XX веков стал починок. Люди не всегда правильно понимают значение этого термина. Так случилось и со мной в момент изучения биографии Григория Петровича Багаева (о нём мы писали в предыдущем посте), - жителе починка деревни Самсончики Орловского уезда Вятской губернии.

карта Вятской губернии на 1910 г.
карта Вятской губернии на 1910 г.

Наиболее часто такие формы поселения были распространены на территории Поволжья, Урала, Сибири.

Починок представлял собой выселок от деревни в один-два двора, либо расчищенное под пашню место. Часто такое поселение из одного двора разрасталось в крупную деревню или даже город. Но могло происходить и обратное, - со смертью жителей или уходом на новое место, починок исчезал. Порой это происходило из-за того, что оставалось невостребованным ремесло, которым занимались жители такого починка.

Так, например, жители многих починков Поволжья (в т. ч. – и починка деревни Самсончики) занимались хлебопашеством и бурлачеством. И то, и другое требовало огромного напряжения сил.

Под бурлаком часто имеют ввиду рабочего, входившего в артель, которая тянула на бечеве суда против течения реки. Для этого с судна на берег спускалась бечева – крепкая пеньковая веревка, длину ее регулировали в зависимости от того, на каком расстоянии от берега шло судно. От конца через каждые 6 метров к бечеве крепились тоньки, к которым привязывались кожаные лямки. В эту лямку впрягался бурлак, он надевал ее чрез голову на грудь и на оба плеча. Опытный бурлак шедший во главе бечевы назывался «шишкой», от его ловкости и умения зависела слаженность работы артели. Задний бурлак в бечеве назывался «завозенным». Крупные суда могли идти на двух бечевах, иногда к коренной бечеве прилаживалась так называемая подсада или боковая бечева.

Бурлаки на реке Вятке;
Бурлаки на реке Вятке;

Однако в тот период времени к бурлачеству или «судовой работе» относили любую службу на речных судах и лесных плотах. Помимо лямочников - тягачей судов, бурлаками считали и лесосплавщиков, и грузчиков-крючников, и других неквалифицированных рабочих-водников.

Долгое время в этих районах бурлаческий промысел был основным и даже успешно составлял конкуренцию пароходному транспорту. Лишь массовое строительство железных и автомобильных дорог, развитие техники, в конечном счете, привело к его упадку.

Подписывайтесь на наш канал и оставляйте свои комментарии.

#история #транспорт #память #предки #генеалогия #родословная #бурлаки #экономика #интересные факты #образование