Найти тему
Виктор Никитин

Как записывался The Dark Side Of The Moon

Я недавно писал об истории создания обложки одного из лучших альбомов Пинк Флойд - "Обратная сторона Луны". Сейчас мне хотелось бы рассказать о некоторых аспектах записи альбома.

Выпущенный 1 марта 1973 года альбом Pink Floyd "Обратная сторона Луны" превратил историю смерти, безумия и разочарования в один из самых продаваемых альбомов всех времен.

Пинк Флойд
Пинк Флойд

Спустя почти 50 лет с момента своего выпуска новаторский восьмой альбом Pink Floyd "Обратная сторона Луны" остается монументальным достижением в истории рок-музыки. Несмотря на то, что он так и не занял первое место в Великобритании и провел всего одну неделю на вершине хит-парада в США, он тем не менее он был 937 недель (а это без малового 18 лет) в чарте альбомов Billboard 200 и всего было продано более 45 миллионов копий по всему миру. А недавно он был признан лучшим рок-альбомом всех времен читателями журнала Classic Rock.

История альбома начинается в убогой студии в западном Лондоне в 1971 году, где группа провела 12 дней в репетиционном зале студии в Бродхерст-Гарденс, Уэст-Хэмпстед, Лондон. Они работали над музыкальным набором песен под названием "Затмение", который со временем должен был превратиться в "Обратную сторону Луны".

"Все началось в маленькой репетиционной комнате в Лондоне", - рассказал Дэвид Гилмор о первых днях работы над альбомом. "У нас было довольно много музыкальных произведений, некоторые из которых остались от предыдущих альбомов".
"Я припоминаю, что мы уже начали импровизировать вокруг некоторых произведений в Бродхерст-Гарденс", - подтверждает Роджер Уотерс. "После того, как я написал пару текстов для песен, я вдруг подумал, что было бы хорошо сделать целый альбом о различных проблемах, которые возникают в современной жизни".
Пинк Флойд
Пинк Флойд

Альбом постепенно начал обретать форму. К началу 1972 года репетиции переместились в репетиционный центр "Роллинг Стоунз" - заброшенный викторианский склад на Бермондси-стрит, 47, Южный Лондон. Достаточно грандиозная обстановка для творческого проекта, который в конечном итоге затмит предыдущие работы Флойд как по масштабу, так и по амбициям. "Мы начали с идеи о том, о чем будет альбом: о стрессах и напряжениях в нашей жизни", - говорит Ник Мейсон.

"Мы пробыли там некоторое время, сочиняя музыкальные произведения и наигрывая варианты", - добавляет Гилмор. "Там было жутко темно. Это все, что я помню.".

Две недели спустя Pink Floyd начали 16-дневный тур по Великобритании в The Dome, в городе Брайтон, где они впервые вживую исполнили части из Eclipse, теперь уже переименованное в Dark Side Of The Moon – A Piece For Assorted Lunatics (Пьеса для разных сумасшедших). Таково было полное название. Естественно, группа решила, что их новый материал требует амбициозной, по новому организованной сцены, соответствующей требованиям песен и их содержанию. Однако это был шаг, к которому их технические команды еще не совсем были готовы. Их выступление было прервано на полпути из-за технических проблем.

"В те дни мы не понимали, как правильно распределять мощность между звуком и светом", - объясняет бывший гастрольный менеджер Floyd Мик Ключински. "Это было самое первое шоу, которое группа провела на аппаратуре для обычного концерта с помощью осветительной установки, недостаточно мощной, чтобы что-то изменить во внешнем восприятии. Получилось не очень хорошо, у нас была ситуация, когда фанаты находились в зрительном зале, а наши звукорежиссеры Билл Келси и Дэйв Мартин по обе стороны сцены, стояли и орали друг на друга в присутствии толпы".

"Пульсирующий басовый ритм, предварительно записанный, разносился по залу. Голос читал Пятую главу, стихи с 15 по 17 из Книги Афинян", - писал в то время бывший журналист NME Тони Стюарт. "Орган нарастал; внезапно он взлетел, как гигантский реактивный самолет, вылетающий из Хитроу; прожекторы поднялись вверх к потолку, как лифт. Флойд были на сцене, играя в среднем темпе… Изобретательность Флойда поразила весь зал… Но на тридцатой минуте все отключилось."

Пинк Флойд
Пинк Флойд

Чтобы не останавливаться, Флойд продолжил свое турне до конца февраля, играя Dark Side Of The Moon, который к этому моменту находился на начальной стадии завершения. "Сама песня, Eclipse, не исполнялась вживую до Бристольского Колстон-холла 5 февраля", - говорит Уотерс. "Я помню, как однажды днем я принес песню в студию и сказал: “Я написал концовку”. Это было то, что сейчас называется Eclipse, или Dark Side. И вот тогда мы начали исполнять пьесу под названием Eclipse. Вероятно, ее надо было бы назвать Brain Damage, но в ней не было "Все, к чему ты прикасаешься, все, что ты видишь, все, что ты пробуешь на вкус" (‘All that you touch, all that you see, all that you taste.’)

"Это была чертовски хорошая идея создать такой альбом с единой тематикой", - говорит Мейсон. "Слушатель не отрываясь слушает весь альбом. Его нельзя брать каждую песню по отдельности, выбирая то, что нравится, и отбрасывая то, что не нравится. И зрителям становится интересно слушать, как развивается пьеса. Если бы люди слушали альбом несколько раз, каждый раз все было бы совсем по-другому".

Однако, когда февраль подходил к концу, работа над записью "Обратной стороны Луны" была отложена из-за обязательства записать Obscured By Clouds, саундтрек к фильму La Vallée, за которым последовали спорадические гастроли. В конце концов сеансы возобновились в студии Abbey Road только в мае. Рабочие названия существующих песен включали Travel (которая превратилась в Breathe), Religion (в альбоме The Great Gig In The Sky) и Lunatic (которая стала Brain Damage).

"Запись была долгой, но не напряженной, совсем не мучительной", - говорит Мейсон о сессиях. "Мы действительно хорошо работали как группа".

"Я определенно был менее доминирующим над всеми, чем стал позже", - признается Уотерс. "Мы действовали довольно сплоченно. Дэйв пел на "Breathe" гораздо лучше, чем я мог бы. Его голос более подходил к этой песне. Я не помню никаких проблем со своим эго из-за того, кто что пел ее в тот момент. У нас был баланс возможностей и общих интересов".
Афиша фильма Барбета Шрёдера La Vallée
Афиша фильма Барбета Шрёдера La Vallée

Этот баланс и легкость, с которой группа общалась друг с другом, нашли отражение в готовом продукте. Гармоничная запись, которая слушается от начала до конца на одном дыхании, запечатлела редкий "снимок" группы, работающей на пике своего творчества. Хотя это была сложная работа, большая часть ее успеха была обусловлена обманчивой лирической простотой.

"Роджер определенно старался свои тексты сделать очень простыми, понятными и легко воспринимаемыми слушателями", - говорит Гилмор. "Отчасти потому, что люди видят в других текстах то, чего там на самом деле не было. Он старался в текстах уйти от двойственного понимания".

Исходя из этого, песни начали обретать форму. Первой стала Us And Them. "Рик Райт написал последовательность аккордов для Us And Them, и я использовал их, это мне очень помогло", - говорит Уотерс. "Первый куплет о том, как мы отправляемся на войну, как мы на передовой и у нас не так много возможностей общаться друг с другом, потому что кто-то другой решил, что мы не должны этого делать. Второй куплет посвящен гражданским свободам, расизму и цветным предрассудкам. Последний куплет о том, как я прошел мимо бродяги на улице и не помог ему".

Следующей была Деньги. "Я знал, что в альбоме должна быть песня о деньгах, и я подумал, что мелодия о деньгах должна быть жесткой", - говорит Уотерс. "Решив это, было чрезвычайно легко составить вступление из семи тактов, которое хорошо сочеталось с темой".

"Мы с Роджером придумали начать со звука штамповки монет, мы сделали эту запись у меня дома, а затем отвезли ее на Эбби-роуд", - вспоминает Мейсон. "Я просверлил отверстия в старых монетах, а затем нанизал их на струны; они издавали один звук и тот же повторяющийся звук. Роджер записал звук монет, падающих в металлическую миску, которую Джуди [его первая жена] использовала на кухне. Эффект разрывающейся бумаги был создан очень просто перед микрофоном, а звуковая библиотека новых синтезаторов предоставила нам звук кассовых аппаратов ".

"Мейсон всегда был путеводной звездой в вопросах, связанных с общей атмосферой", - вспоминает звукоинженер Алан Парсонс. "Он был очень хорош в звуковых эффектах, психоделии и в описании впечатлений, расширяющих сознание".

Скажу каламбурчиком, затем пришло время для Time. Музыка была написана всей группой, но с текстами Уотерса.

"Алан Парсонс был очень хорошим инженером", - вспоминает Гилмор. "У него была одна или две производственные идеи, которые были очень хороши. В часовом магазине в Хэмпстеде он записал тиканье часов и показал эти записи нам, чтобы предложить эту идею для песни, которая была просто великолепна ".
"Эти большие, величественные клавишные аккорды - мои", - сказал тогда Рик Райт. "Дэйв часто жаловался, что я пишу слишком жестко и в странных мажорных и минорных седьмых, которые трудно играть на гитаре".

Группа только начала работу над The Great Gig In The Sky, когда на горизонте замаячила середина года, и вскоре запись снова была прервана из-за гастролей, праздников и других обязательств, которые занимали группу большую часть года.

В октябре на Эбби-роуд проходили отдельные сессии, во время первой из которых Дик Парри, старый друг группы из Кембриджа, записал соло на саксофоне для Money, Us andThem. Позже в том же месяце был приглашен квартет сессионных вокалистов – Дорис Трой, Лесли Дункан, Лайза Страйк и Барри Сент–Джон, чтобы дополнить бэк-вокал для Us andThem, Brain Damage и Eclipse.

"Они были не очень дружелюбны", - говорит Дункан, вспоминая эту работу. "Они были холодными, довольно безразличными. От них не исходило никакого тепла… Они просто сказали, чего хотят, и мы это сделали… Не было никаких улыбок. Мы все почувствовали большое облегчение, когда закончили эту работу".
-5

Тем не менее, с их помощью почти готовый альбом начал обретать форму. Уотерс завершил работу над The Great Gig In The Sky – чутким созерцанием смерти, которое заканчивается в месте, для вас очень неожиданном, учитывая красивые клавишные, которые Ричард Райт привносит в первую минуту мелодии. "А вы боитесь умереть?" - спрашивает Уотерс. "Страх смерти является важной частью многих жизней, и, музыка по крайней мере частично об этом. Этот вопрос был задан, но не специально для того, чтобы вписаться в эту композицию".

Конечно, один из самых запоминающихся моментов The Great Gig In The Sky был создан приглашенной певицей. "Когда я приехала, они объяснили мне концепцию альбома и сыграли мне последовательность аккордов Рика Райта", - говорит вокалистка Клэр Торри. "Они сказали: "Мы хотим чтобы в этой песне было немного вокала", но они не знали, чего хотят в точности. Поэтому я предложила пойти в студию и попробовать варианты. Я начала петь какие-то слова, но они сказали: "О нет, нам не нужны никакие слова". Поэтому единственное, что я могла придумать, - это заставить себя звучать не как вокалистка, а как дополнительный музыкальный инструмент, гитара или что-то еще. Главная трудность заключалась для меня в том, что я не должна себя вести как певица. Я сделала, и им это понравилось.

"Я сделала три или четыре дубля очень быстро, и они сказали: "Большое вам спасибо". На самом деле, кроме Дэйва Гилмора, у меня сложилось впечатление, что им все это бесконечно надоело, и когда я уходила, я помню, что подумала про себя: "Эта запись никогда не увидит свет". Если бы я знала тогда то, что знаю сейчас, я бы заключила с ними контракт на авторские права; сейчас я была бы богатой женщиной. Плата за сеанс в 1973 году составляла пятнадцать фунтов, но так как было воскресенье, я взяла двойную плату в тридцать фунтов. Которые я, конечно же, потратила с умом."

В 2004 году Торри подала в суд на Pink Floyd, утверждая, что ее вклад в The Great Gig In The Sky представлял собой соавторство. Группа и звукозаписывающая компания EMI договорились с ней во внесудебном порядке, и теперь песня принадлежит как Райту, так и Торри.

Пинк Флойд
Пинк Флойд

Был 1973 год, когда в конце января в Второй студии Abbey Road начался заключительный раунд сессий записи, посвященных Brain Damage, Eclipse и инструменталке Any Color You Like.

"У нас не хватает музыкального материала… Что мы можем сделать? У нас будет джем", - вспоминает Мейсон. "И это то, чем был Any Color на самом деле, – это всего лишь два аккорда. Все начинается с синтезатора, который задает настроение. И есть это необыкновенное гитарное соло от Дейва. На этом мы и остановились".
"Я написал Brain Damage дома, - говорит Уотерс. "Трава [упомянутая в тексте] была площадкой между рекой Кэм и часовней Королевского колледжа [в Кембридже]. На самом деле сумасшедшим был Сид [Барретт]. Когда я писал, именно его я держал в уме."

Самое инновационное дополнение к "Обратной стороне Луны" появилось, когда сессии закончились, и Роджеру Уотерсу пришла в голову идея задать вопросы сотрудникам Abbey Road, членам команды Floyd и другим работникам студии. Их ответы были записаны, а затем отредактированы и вплетены в треки в разных точках альбома.

"Мы опросили около двадцати человек", - говорит Уотерс. "У всех опрошенных были карточки с напечатанными на них вопросами, такими как: "Вы когда-нибудь проявляли насилие?", "Когда вы в последний раз кого-то били?" и "Были ли вы правы?" и так далее".

"Роджер хотел использовать что-то из этого в песнях, чтобы получить отклик от людей", - говорит Гилмор. "Таким образом мы опросили довольно много людей, в основном менеджеров в студии и их подружек, а также Джерри О'Дрисколла, швейцара-ирландца. Мы взяли интервью у Пола и Линды Маккартни, но они слишком хорошо умеют уклоняться от ответов на вопросы, чтобы их ответы можно было использовать.

"Джерри, швейцар, сказал: "На самом деле, на обратной стороне Луны нет темноты, она вся темная". И тому подобное, когда вы помещаете это в контекст записи, внезапно все приобретает гораздо более мощный смысл".

Заключительная сессия Abbey Road состоялась в Студии-2 1 февраля 1973 года.

"Мы закончили микширование всех треков, но до самого последнего дня мы никогда не слышали альбом непрерывно от начала до конца, мы его представляли себе каждый по-своему больше года", - говорит Гилмор. "Мы резали кусочки ленты, вырезали связующие проходы и снова склеивали концы пленок. Наконец, ты откидываешься на спинку стула и слушаешь от начала до конца на огромной громкости. Я это хорошо помню. Это было действительно захватывающе".

"Обратная сторона Луны" была выпущена в США 10 марта, и в Великобритании - 23-го. Четыре дня спустя он занял 1-е место в американском чарте Billboard. В Великобритании он достиг 2-го места. К сожалению, альбом ознаменовал начало творческой борьбы внутри группы, которая должна была помешать их дальнейшей работе и, в конечном итоге, закончиться естественной кончиной группы.

-7

"Обратная сторона Луны" была последним реально коллективным сотрудничеством группы", - говорит Уотерс. "После этого всё в группе было похоже на медленное удаление зубов; десять лет цепляться за название группы и не иметь смелости развестись, отпустить друг друга. Десять лет кровавого ада. Все это было просто ужасно. Ужасно."

====================

Скорее всего вы уже читали о том, как создавался этот великий альбом. Но может быть вы узнали что-то новое. И эта статья еще раз заставит вас послушать Пинк Флойд 1973 года. Спасибо вам за ваше внимание.

Подписаться:

The Dark Side - как создавалсь обложка