В мире ценителей народной куклы мастерицы делятся на два типа. Первые, через кукол, интересуется историей, обрядами, укладом жизни наших предков. Вторая группа - так называемые обережники. Они осваивают несколько нехитрых кукольных конструкций и тиражируют их, приписывая непонятно откуда взятые значения.
Если первым важна история происхождения куклы: из какой губернии, в каком году найдена, что о ней рассказывал информант (обычно это бабушка, сделавшая куклу по детским воспоминаниям), то для вторых как будто существовала некая однородная Россия прошлого, где все женщины по одинаковым правилам денно и нощно крутили кукол, кто на счастье, кто от сглаза, и т.д.
Вторые в разы популярнее среди широкой публики. Обереги продаются, люди на байки с удовольствием ведутся. Сколько раз я слышала:
- Путешествуете? Хотите вернуться благополучно домой? Вам нужно купить куклу "Подорожницу"!
- Дочка не торопится замуж? Купите ей куклу "На удачное замужество", а ещё лучше "Мать и дитя".
С моей точки зрения бесконечное делание оберегов по чужим клише заводит творчество в тупик. Сколько их можно придумать? Ну, десятка два-три, не так много у нас страхов. Делать одно и то же надоест и придётся погружаться в изучение народного костюма и традиций.
Однако, по себе знаю, какая ни была бы простая кукла, в процессе работы с ней разговариваешь и сверяешься с внутренними ощущениями, чтобы получилась она ладной и доброй. Хочется, чтобы у куклы было значение, это естественно. Поэтому я обычно говорю, что для меня - в моём исполнении - эта кукла означает то-то и то-то. Мы подписываем открытки к праздникам, желаем близким добра и счастья, и кукла может воплощать пожелание.
Как ни странно, основываясь на ощущениях, можно попасть в верования своего рода, потому что мы перенимаем семейные традиции и приметы, хотим того или нет. "Не ешь с ножа, вырастишь злой! " - говорила моя бабушка маме. "Не ешь с ножа, злой будешь..." - говорила мне мама и тут же оправдывалась, что так учила её мама. "Не ешь с ножа, можешь порезаться!"- говорю я своей дочке, но почему-то страшно, вдруг сбудется примета. В этот момент я чувствую связь с бабушкой, которая умерла за семь лет до моего рождения. То же самое и в приготовлении пищи, и в рукоделии, от матери к дочери, в глубину веков.
Я считаю, если делать куклу-оберег, не надо ориентироваться на чужие приметы и верования, у нас предостаточно собственных. Однако важно изучить народных кукол, обряды, в которых их использовали, традиционный костюм. Хорошо бы пропустить через свои руки в виде создания реплик на музейные экспонаты, а после уйти в свободу творчества. Тогда, делать куколку с длинной косой, без глазок или со скалкой в руках - подскажет она сама.