Я знаю, что такое травля, или то, что ныне называют модным словом «буллинг». Когда все объединяются и начинают просто уничтожать тебя. Как правило, зачинщик только один. Тот, кому ты перешёл дорогу. Тот, кому ты не нравишься. Тот, кому ты нравишься, но он получил отказ. Тот, кто завидует твоей популярности.
Придумывается причина, лживая и подчас нелепая, привлекаются сообщники, и уже группой начинается давление на других. На тех, кто слаб духом. Тех, кто не умеет думать сами. Тех, кто ищет дружбы зачинщика. Тех, кто боится пойти против толпы.
Только когда собралась толпа, начинается травля. В разных формах и в разной степени жестокости.
Первый раз я столкнулась с травлей в юном возрасте, в 4 классе. Мы ходили к любимой учительнице Нине Филипповна помогать с ее новыми первоклассниками. Она была моим кумиром. Но одна из девочек, которая только приехала на север с родителями, хотела признания и влияния. Может, чувствовала себя отверженной, или стремилась получить свою порцию внимания, кто знает. Но она насочиняла, что я говорила гадости про учительницу. А взрослая, умудрённая опытом женщина, даже не поговорив со мной, просто наорала при всех и запретила приходить в ее класс. В тот раз я стала изгоем только для учительницы, мои друзья не отвернулись от меня, но все равно это был удар сокрушительной силы. Не знаю, как я додумалась и набралась храбрости пойти к Нине Филипповне домой и объясниться. Все разрешилось, учительница даже извинилась и сказала, что будет рада меня видеть. Но я больше ни разу к ней не пришла.
Мой урок: Не создавать себе кумиров.
Второй случай произошёл в институте иностранных языков. Записная красавица группы решила взять меня на дискотеку как «некрасивую подружку». Увы, юноши и ее собственный воздыхатель посчитали иначе и всё внимание досталось мне. Спустя время они расстались, но красотка посчитала, что причина была во мне (а ведь я была невинна, как колхозный телёнок). Итог: травля всей группой. Но я была уже опытным бойцом буллингового фронта, поэтому вычислила самого активного и неутомимого противника и поехала выяснять к этой активистке причину. Причина оказалась из категории нелепых и легко опровергаемых. Активистка возмутилась подлостью красавицы и обратила энергию толпы на неё, но мне это уже было не интересно и не важно.
Мой урок: пойми движущую силу атаки и работай с ней
Третий случай уже касался не меня. Я тогда работала в школе и очень много общалась со старшеклассниками. Один из них, талантливый юноша, мечтал стать журналистом. Он получил возможность написать статью для местной газеты и, будучи наивным максималистом, написал о том, как учителя во время выпускных экзаменов сливают ответы и помогают с сочинениями, чтобы результаты школы были выше. И, конечно же, испуганные сеятели доброго, разумного и вечного устроили полноценную травлю с привлечением одноклассников юноши. А я была на больничном и случайно встретила его на улице - растерянного и потерянного. Узнав в чем дело, быстро заручилась поддержкой геологов, коллег погибшего отца мальчика, и ринулась в бой. Простого объяснения, что я, как учитель, знаю много реальных фактов, которые смогу доказать, а бравые геологи не оставят ситуацию просто так, вполне было достаточно, чтобы парня оставили в покое.
Мой урок: не бойся тех, кто травит, ибо чаще всего они трусы. Но подстраховка тоже не помешает.
И я верю, что тот, кто познал ужас гонений и боль неравенства - никогда не присоединится к общей травле.