На съемках случается всякое. Мы, зрители, любуемся эффектной картинкой, критики пишут рецензии, академия присуждает «Оскары». Моменты, когда вся съемочная площадка в недоумении переглядывается, опасаясь вслух задать вопрос, не злой ли это рок, всегда остаются за кадром.
Несчастливые фильмы
Съемочная группа «Кванта милосердия» знаменитой бондианы пережила три инцидента с крушениями техники, декораций и травмами каскадеров только за первые пять дней производства.
Вторую часть «Матрицы» всерьез считали проклятой — за время съемок скончались две актрисы.
А мистическая история нашего «Сталкера» и вовсе навевает ужас. Хотя в этом случае, слово мистическая можно было бы поставить в кавычки, но тогда…
Место съемок
Место съемок для «Сталкера» (сценарий в то время назывался «Машина желаний») Тарковский выбирал особенно тщательно.
Огромную часть фильма должна была составлять правильная атмосфера. И вот наконец натура найдена — окрестности промышленного города Исфара в Северном Таджикистане.
Разрешение на съемки и оборудование уже были получены, а съемочная группа полностью готова к экспедиции, когда пришло известие, что в районе Исфара произошло землетрясение. Поиски пришлось начинать заново.
Подходящее место нашли в Эстонии, в районе реки Ягала и заброшенной электростанции недалеко от Таллина. Туда и выехала съемочная группа фильма.
Три попытки
Мало кто знает, что фильм переснимали три раза. «Экспериментальная» пленка «Kodak» была выделена специально для производства фильма. Когда первая часть картины была полностью отснята, неожиданно выяснилось, что большая часть пленки засвечена.
Многие посчитали бы это знаком, но только не Тарковский. Впрочем, ходили слухи, что он сам и засветил пленку, так как хотел переснять часть материала, но факт этот остался неподтвержденным.
Команда вернулась к съемкам и начала работу заново.
Новый результат категорически не устроил режиссера, было принято решение переснимать ключевые сцены в третий раз.
Помимо тяжелой и нервной обстановки на площадке, фильм грозился вылиться в самый дорогой проект «Мосфильма». Стоимость производства приближалась к миллиону рублей.
После премьеры
Фильм вышел на экраны 19 мая 1980 года, получил приз Каннского фестиваля и поразил воображение зрителей.
Казалось бы, все было не зря. Но через несколько лет один за другим ушли из жизни Андрей Тарковский, Лариса Тарковская (вторая жена и ассистент режиссера) и Анатолий Солоницын. У всех троих одинаковый диагноз.
Ещё при монтаже на одном из кадров был замечен старый листок отрывного календаря с датой 28 декабря. Как он попал в кадр, никто не знал, случайностей в этом фильме не было, но именно этот день стал последним днем гениального режиссера.
29 декабря 1986 года Андрея Тарковского не стало. Ну как тут не поверить в мистику?
Нехорошая слава уже закрепилась за картиной, когда скоропостижно ушли из жизни актеры Николай Гринько (1989) и Александр Кайдановский (1995), один из авторов сценария фильма — Аркадий Стругацкий (1991) и монтажер ленты Людмила Фейгинова (1989).
Мёртвая вода
В начале 90-х в прессу попала информация о сбросе химических отходов в реку Ягала, что под Таллином. В то время подобные новости были в тренде, поэтому их не сразу связали со съемочной группой фильма.
Кто именно первым установил эту связь, неизвестно. Зато точно известно, что вода в реке и все ее окрестности отравлялись тяжелыми химикатами много лет.
Это объясняет и засвеченную пленку, и плохое самочувствие, а позже и смерти участников экспедиции.
Из всей группы в результате несчастного случая погибла только Людмила Фейгинова, монтажер картины. Ее жизнь унес пожар, в котором сгорели и черновые копии первых вариантов «Сталкера»…