Найти в Дзене
MAN Master

Москвич (завод)

В 1929 году комиссия, командированная ВСНХ СССР в США, для выбора американских автопроизводителей для налаживания в СССР массового производства автомобилей заключила с фирмой Ford Motor Company соглашение о технической помощи по организации и налаживанию в СССР производства легковых и грузовых автомобилей марки Ford. Производство планировалось развернуть в Нижнем Новгороде. Пока в период с 1929 по 1932 годы сооружался основной автомобильный завод (будущий ГАЗ), было принято решение об организации отверточной сборки автомобилей марки Ford моделей A и АА из американских комплектующих на автосборочной площадке в Москве. Завод был построен в 1929—1930 годах при участии компании Ford на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (современный Волгоградский проспект). Начало деятельности Свою деятельность завод начал в ноябре 1930 года, приступив к сборке легковых и грузовых машин Ford. В декабре 1930 года постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод
Оглавление

В 1929 году комиссия, командированная ВСНХ СССР в США, для выбора американских автопроизводителей для налаживания в СССР массового производства автомобилей заключила с фирмой Ford Motor Company соглашение о технической помощи по организации и налаживанию в СССР производства легковых и грузовых автомобилей марки Ford. Производство планировалось развернуть в Нижнем Новгороде. Пока в период с 1929 по 1932 годы сооружался основной автомобильный завод (будущий ГАЗ), было принято решение об организации отверточной сборки автомобилей марки Ford моделей A и АА из американских комплектующих на автосборочной площадке в Москве. Завод был построен в 1929—1930 годах при участии компании Ford на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (современный Волгоградский проспект).

Начало деятельности

Свою деятельность завод начал в ноябре 1930 года, приступив к сборке легковых и грузовых машин Ford. В декабре 1930 года постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод стал именоваться «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи» (КИМ).

До 1933 года завод выпускал автомобили Ford A и Ford AA из американских комплектующих. В 1933 году завод стал филиалом ГАЗ и перешёл на сборку автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА уже из советских комплектующих.

КИМ-10-50 образца 1940 года в музее АЗЛК.

В 1939 году завод стал самостоятельной частью Глававтопрома и получил название «Московский автомобильный завод имени КИМ». В это время специально под мощности завода КИМ был разработан малолитражный автомобиль КИМ-10. 20 августа 1939 года директором завода был назначен бывший начальник производства ЗИС Алексей Васильевич Кузнецов.

В 1940 году завод начал производство модели КИМ-10. Параллельно разработаны модификации КИМ-10-51 фаэтон и КИМ-10-52 — четырёхдверный седан. С началом Великой Отечественной войны завод был переориентирован на выпуск военной продукции.

1945-1991 годы

-2

«Москвич-400/401»

В мае 1945 года принято постановление Совета народных комиссаров СССР о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражных автомобилей «Москвич». Предприятие было переименовано в «Завод малолитражных автомобилей» (ЗМА), позднее — «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА).

В 1947 году начался серийный выпуск легковых автомобилей «Москвич-400». Эта модель была разработана на основе немецкого «Opel Kadett» образца 1938 года и выпускалась частично на трофейном оборудовании. В 1948 году началось производство полудеревянного фургона, а в 1949 — и кабриолета на базе «Москвич-400». В 1954 году увидел свет модернизированный автомобиль «Москвич-401».

-3

«Эмблема завода МЗМА».

-4

Москвич-407.

-5

Первый в стране универсал «Москвич-423».

Наиболее успешными в истории завода были вторая половина 1950-х и 1960-е годы. В этот период модельный ряд завода обновлялся каждые несколько лет, «Москвичи» активно осваивали экспортные рынки и международные гоночные трассы. Именно в период с 1957 по 1967 годы на МЗМА работал впоследствии известный журналист и историк автоспорта Лев Шугуров.

В 1956 году начат выпуск нового «Москвича-402», а уже в июле 1958 была проведена его модернизация, в ходе которой он получил верхнеклапанный двигатель, собранный на основе расточенного старого блока, но с полностью новой алюминиевой головкой цилиндров. Новая версия получила индекс «Москвич-407». На этих автомобилях в 1958 году заводская команда дебютировала на международных спортивных трассах. Помимо базовых седанов, серийно выпускались модификации с кузовами «универсал» (впервые в стране) и «фургон», а также — полноприводная версия «Москвич-410».

В конце 1950-х годов, когда переходили на выпуск «407-го», параллельно создали и испытали две серии внедорожников «Москвич-415».

-6

Москвич-408.

Производство двигателя модели «412» из-за загруженности самого МЗМА вскоре было решено перенести на Уфимский моторостроительный завод.

-7

«Москвич-412» после рестайлинга декабря 1969 года.

В декабре 1969 года обе модели получили прямоугольные фары вместо круглых спереди и горизонтальные, а не вертикальные, фонари сзади.

В мае 1967 года с конвейера сошёл миллионный автомобиль марки «Москвич», им стал «Москвич-408».

В 1966 году во время визита Шарля де Голля в Советский Союз (20 июня — 1 июля) было подписано соглашение между автопроизводителями «Renault» и «Москвич». Тогда же вышло правительственное постановление о реконструкции МЗМА, которая началась в 1968 году. В ходе неё были введены в строй полностью новые производственные ветки конвейеров, работающие по технологии, лицензированной у фирмы «Renault» и построенные с участием её специалистов. Параллельно был введён в строй и завод в Ижевске, также использовавший технологии «Renault». Оба завода были рассчитаны на выпуск до 200 тысяч машин в год каждый.

В октябре того же 1968 года завод получил новое имя: вместо «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА) он стал называться «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК).

-8

«Москвич» серии «3-5», образец «6» («3-5-6»).

В 1971 году завершился этап масштабной реконструкции завода, проведённый при участии французской компании Renault. Был введён в строй новый главный корпус площадью 228 тысяч м², оснащённый новым технологическим оборудованием. В сентябре 1971 года образовано производственное объединение «Авто-Москвич». Была открыта промплощадка № 2 в Текстильщиках, на которой могло бы производиться новое семейство. В сентябре 1973 года филиал АЗЛК открылся в городе Кинешма Ивановской области.

-9

Секретарь комитета комсомола АЗЛК Городецкий вручает грамоту механику прессового цеха № I Михайлову. 1 марта 1973 года.

-10

Митинг в поддержку народа Вьетнама в одном из цехов завода. 1 января 1973 года.

В 1972 году вышел на пенсию проработавший на «Москвиче» с самого его основания главный конструктор А. Ф. Андронов. В 1974 году уходит еще один ветеран завода — главный художник, создатель «Москвича-408» Б. С. Иванов. Их с Андроновым уход обозначил конец целой эпохи в истории предприятия. Место главного конструктора занял И. К. Чарноцкий, а дизайном стал руководить И. А. Зайцев.

Наступивший тогда период запомнился некоторым сотрудникам, как «время удивительной творческой свободы». Именно в эти годы на смену обводам «увеличенного 408-го» (серии от 3-5-1 до 3-5-4) на кульманах конструкторов и плазах дизайнеров пришли сначала более современные «3-5-5» и «3-5-6», а затем и перспективные «Москвичи» серии «С» — автомобили с динамичным дизайном, независимой задней подвеской и передней типа «макферсон». 3 августа 1976 года на заводе была впервые создана отдельная дизайнерская служба. Примерно тогда же на АЗЛК решили «реанимировать» проект внедорожника «Москвич-415» разработки 1950-х годов, создав на его базе потенциального конкурента вазовской «Ниве» — «Москвич-2150» (дальше опытных образцов дело, впрочем, не пошло).

В 1974 году с главного конвейера завода сошёл двухмиллионный автомобиль «Москвич», он был модели «Москвич-412».

-11

Москвич-2140.

-12

Двухмиллионный «Москвич».

Тем временем, полоса «свободы творчества» для дизайнеров завершилась с приходом на завод команды управленцев с ЗИЛа осенью того же 1976 года. С учетом отсутствия на заводе новых и готовых к производству моделей, новые руководители попробовали найти готовую иностранную модель с отработанной технологией по аналогии с «ВАЗ». В частности, рассматривались такие варианты, как будущий Citroën BX и автомобиль, впоследствии выпускавшийся под обозначением Fiat Tipo. Поиски эти не увенчались успехом. К тому моменту (1976 год) на заводе были готовы машины серии «С-1» (один показательный образец и не менее двух рабочих «мулов» для испытаний и краш-тестов), дизайн которых считался ещё не готовым к производству. Была создана более спокойная в экстерьере версия «С-3», которую некоторые считали предсерийной, однако этот автомобиль был также признан неудачным.

Ситуация на заводе нашла отражение в художественном фильме «Гонки без финиша», который вышел на экраны в 1977 году.

Так же, в 1977 году на базе завода был открыт ДК АЗЛК — место для проведения досуга работников предприятия, существующее и по сей день под именем Культурный центр «Москвич».

К этому времени на заводе уже зрело решение о том, что новая модель «Москвича» должна быть переднеприводной. В инициативном порядке разрабатывался вариант переднеприводного прототипа на базе одной машин серии С-1. В 1977 году состоялся техсовет, на котором инициативу закрепило руководство завода. Вскоре была разработана компоновка новой машины. Ее представили на рассмотрение министру автомобильной промышленности Виктору Полякову и получили полную поддержку. При этом переход на переднеприводную схему означал не только забвение огромного труда по разработке и доводке опытных заднеприводных серий «3-5» и «С», но и ещё бо́льшую задержку обновления модельного ряда АЗЛК — на цикл разработки «с нуля» модели, построенной по совершенно незнакомой заводу схеме, которая требовала огромного объёма исследовательской и конструкторской работы.

-13

Москвич-2141.

Эта работа заняла около десяти лет и для ускорения разработки потребовала привлечения в качестве прообраза иностранного автомобиля — франко-американской модели Simca 1308. По версии главного дизайнера АЗЛК тех лет И. А. Зайцева, этот прототип был навязан отраслевым министерством, а по версии главного конструктора завода в 1977—1985 годах Ю. А. Ткаченко — избран самим заводом в качестве «мула», носителя агрегатов для новой модели, ввиду отсутствия автомобилей такого класса в практике отечественного автостроения.

Основные достижения завода экспонировались в Музее АЗЛК, здание которого было отрыто в 1980 году.

1990—2000-е годы

-14

«Москвич-Святогор».

В на­ча­ле 1990-х годов АЗЛК всё ещё оста­вал­ся одним из круп­ней­ших ав­то­мо­би­ле­стро­и­тель­ных со­вет­ских пред­при­я­тий. На нём ве­лись кон­струк­тор­ско-экс­пе­ри­мен­таль­ные ра­бо­ты по со­зда­нию ав­то­мо­би­лей и стро­и­тель­ство но­во­го мо­то­ро­стро­и­тель­но­го за­во­да. В крат­ко­сроч­ной пер­спек­ти­ве го­то­вил­ся к се­рий­но­му про­из­вод­ству седан «Моск­вич-2142».

Мо­дер­ни­зи­ро­ван­ный ав­то­мо­биль «Свя­то­гор», про­из­во­див­ший­ся в 1997—2001 годах, хотя и был улуч­шен по ряду наи­бо­лее про­блем­ных узлов и аг­ре­га­тов (за­ме­нён­ных им­порт­ны­ми), к на­ча­лу 2000-х годов уже мо­раль­но устарел[источник не указан 1994 дня]; кроме того, ис­поль­зо­ва­ние им­порт­ных ком­плек­ту­ю­щих, ко­то­рые в се­бе­сто­и­мо­сти ав­то­мо­би­ля со­став­ля­ли более 50 %, после де­фол­та 1998 года сде­ла­ло его про­из­вод­ство эко­но­ми­че­ски невы­год­ным. За­тра­ты на рубль вы­пу­щен­ной «Моск­ви­чом» про­дук­ции в конце 1990-х годов дошли при­мер­но до 136 ко­пе­ек. Раз­ни­ца в 36 коп. на рубль ком­пен­си­ро­ва­лась из го­род­ско­го бюд­же­та (завод при­над­ле­жал му­ни­ци­па­ли­те­ту при­мер­но на 60 %), то есть про­из­вод­ство «Моск­ви­чей» по сути ока­за­лось дотационным.

В сен­тяб­ре 2010 года за­вер­ше­на про­це­ду­ра банк­рот­ства. По за­яв­ле­нию кон­курс­но­го управ­ля­ю­ще­го за­во­дом Алек­сандра Ива­но­ва, завод пол­но­стью по­га­сил долги по зар­пла­там, а также вы­пла­тил ком­пен­са­ции за вред здо­ро­вью и воз­ме­ще­ние мо­раль­но­го ущер­ба. Кре­ди­то­ры по­лу­чи­ли 18 % от вло­жен­ных в про­из­вод­ство средств.

Причины банкротства

Из­на­чаль­но ав­то­мо­би­ли Моск­вич-2141 пла­ни­ро­ва­лось ком­плек­то­вать бен­зи­но­вы­ми дви­га­те­ля­ми «АЗЛК-21415» (2 л, во­семь кла­па­нов, 113 л. с.), «АЗЛК-21416» (ран­ние 1,8 л, 16-кла­пан­ный 125 л. с., по­след­ние вер­сии 2 л, 16 кла­па­нов, 140 л. с.), и тур­бо­ди­зе­лем «АЗЛК-21413». С целью про­из­вод­ства соб­ствен­ных дви­га­те­лей в конце 1980-х годов на АЗЛК было на­ча­то стро­и­тель­ство мо­тор­но­го за­во­да (пло­щад­ка МСП-3), и на его стро­и­тель­ство был взят круп­ный кре­дит. К 1991 году мо­тор­ный завод был готов на 90 %, од­на­ко СССР пре­кра­тил своё су­ще­ство­ва­ние, а с ним оста­но­ви­лось и го­су­дар­ствен­ное фи­нан­си­ро­ва­ние.

Соб­ствен­ные дви­га­те­ли завод про­из­во­дить так и не начал. Уком­плек­то­ван­ные уста­рев­ши­ми дви­га­те­ля­ми «ВАЗ-2106» и «УЗАМ-3310» — «УЗАМ-3317», «Моск­ви­чи» смот­ре­лись всё более блед­но на фоне кон­ку­рен­тов, ре­пу­та­ция ав­то­мо­би­ля па­да­ла, фи­нан­со­вое со­сто­я­ние пред­при­я­тия ухуд­ша­лось. В 1996 году завод оста­но­вил­ся, встал во­прос о его банк­рот­стве. В 1997 году завод был взят Пра­ви­тель­ством Моск­вы в до­ве­ри­тель­ное управ­ле­ние. Преж­нее ру­ко­вод­ство за­во­да во главе с его ди­рек­то­ром Юрием Бо­ро­ди­ным было от­прав­ле­но в от­став­ку, ди­рек­то­ром АЗЛК стал Рубен Аса­трян. Для по­вы­ше­ния тех­ни­че­ско­го уров­ня и по­тре­би­тель­ских ка­честв ав­то­мо­би­лей «Моск­вич» было при­ня­то ре­ше­ние ком­плек­то­вать их дви­га­те­ля­ми Renault. Од­на­ко после де­фол­та 1998 года и па­де­ния курса рубля за­ку­пать им­порт­ные дви­га­те­ли стало невы­год­но. Про­из­вод­ствен­ные труд­но­сти, ошиб­ки ме­недж­мен­та, па­де­ние спро­са на фоне кри­зи­са, общая хо­зяй­ствен­ная нераз­бе­ри­ха в стране и от­сут­ствие зре­лых фи­нан­со­вых ме­ха­низ­мов при­ве­ли к за­ко­но­мер­но­му фи­на­лу — завод пре­кра­тил своё су­ще­ство­ва­ние.

Ликвидация ОАО «Москвич»

Несмот­ря на неод­но­крат­ные фи­нан­со­вые вли­ва­ния из бюд­же­та Моск­вы, осе­нью 2001 года сбор­ка ком­плект­ных автомобилей, а с 2002 года и про­из­вод­ство зап­ча­стей на за­во­де ОАО «Моск­вич» было оста­нов­ле­но в связи с фак­ти­че­ским банк­рот­ством пред­при­я­тия. В 2003 году на за­во­де была за­пу­ще­на про­це­ду­ра банк­рот­ства, и юри­ди­че­ски завод был при­знан банк­ро­том 28 фев­ра­ля 2006 года, а 5 де­каб­ря 2006 года со­сто­ял­ся аук­ци­он по про­да­же иму­ще­ства завода. По со­сто­я­нию на эту дату кре­ди­тор­ская за­дол­жен­ность пред­при­я­тия со­став­ля­ла 23,3 млрд руб­лей.

В де­каб­ре 2006 года со­сто­я­лась про­да­жа на аук­ци­оне тер­ри­то­рии и иму­ще­ства за­во­да. Куз­неч­но-прес­со­вое обо­ру­до­ва­ние было от­прав­ле­но в Китай, Индию, Тур­цию, Иран. Новый вла­де­лец, фи­нан­со­вая груп­па «Мет­ро­поль», пла­ни­ро­ва­ла на «ста­рой тер­ри­то­рии» (быв­ший завод МЗМА) по­стро­ить офис­ные и жилые зда­ния, а часть «новой тер­ри­то­рии» (быв­ший завод АЗЛК) про­дать под рас­ши­ре­ние сбо­роч­ных мощ­но­стей ОАО «Ав­то­фра­мос». К 2007 году ОАО «Моск­вич» пол­но­стью пре­кра­ти­ло своё су­ще­ство­ва­ние.

В сен­тяб­ре 2010 года ОАО «Моск­вич» после про­да­жи иму­ще­ства было офи­ци­аль­но ликвидировано. Вла­дель­цем то­вар­ных зна­ков за­во­да с эм­бле­мой «Моск­вич» с 2009 года яв­ля­ет­ся немец­кая фирма Volkswagen AG, од­на­ко вы­пуск самих машин под этой тор­го­вой мар­кой «VAG» воз­об­нов­лять не стала и пе­ре­ве­ла ав­то­мо­биль­ный бренд «Моск­вич» в раз­ряд «спящих». В 2011 году «VAG» про­длил свои права на вла­де­ние то­вар­ным зна­ком «Моск­вич» до 2021 года. Ин­фор­ма­ция об этом вы­зва­ла опре­де­лён­ное недо­воль­ство среди неко­то­рых по­клон­ни­ков марки.

На тер­ри­то­рии за­во­да в 2012 году был со­здан Тех­но­по­лис «Москва».

31 марта 2014 года на глав­ном фа­са­де за­во­да по ад­ре­су Вол­го­град­ский про­спект, д. 40 пол­но­стью де­мон­ти­ро­ва­ны буквы «Москвич».

Ранее пра­ва­ми на бренд «Алеко» вла­де­ла ком­па­ния Volkswagen AG. Но ком­па­ния не осу­ществ­ля­ла вы­пуск ав­то­мо­би­ля под этой мар­кой, и права на него вско­ре могут быть оспо­ре­ны на ос­но­ва­нии неис­поль­зо­ва­ния в те­че­ние трёх лет с мо­мен­та за­яв­ки.

-15

Renault Logan

Создание завода «Автофрамос»

ОАО «Рено Рос­сия» в 1998 году вы­ку­пи­ло недо­стро­ен­ный цех дви­га­те­лей АЗЛК, в ко­то­ром в 2005 была раз­вер­ну­та от­вёр­точ­ная (SKD), а позже углуб­лен­ная (CKD) сбор­ка лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей «Renault Logan». В 2011 году «Рено Рос­сия» рас­ши­рил мощ­но­сти сво­е­го про­из­вод­ства с 75 000 до 160 000 ав­то­мо­би­лей.

К на­ча­лу 2012 года «Ав­то­фра­мос» рас­ши­рил про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти со 160 до 175 тыс. ав­то­мо­би­лей в год. На «Ав­то­фра­мо­се» в три смены вы­пус­ка­лись ав­то­мо­би­ли марки Renault: Logan, Sandero, Sandero Stepway, Megane и Fluence. В но­яб­ре 2011 года был за­пу­щен в про­из­вод­ство «Duster» — бюд­жет­ный крос­со­вер на плат­фор­ме Logan.

В ок­тяб­ре 2015 года по­яви­лась ин­фор­ма­ция о воз­мож­ном на­ме­ре­нии ком­па­нии Renault воз­ро­дить тор­го­вую марку «Моск­вич» для вы­пус­ка под ней недо­ро­гих ав­то­мо­би­лей, од­но­класс­ни­ков мо­де­лей Duster, Sandero, Logan.

Руководство

В те­че­ние почти 25 лет, с 1968 по 1992 годы, ди­рек­то­ром за­во­да был Ва­лен­тин Ко­лом­ни­ков.

Модельный ряд

Довоенные автомобили завода имени КИМ

-16

КИМ-10-50 образец 1940 г.

МодельГоды выпускаFord Model A (1927) (седан)1930—1932Ford Model AA (грузовик)1930—1932ГАЗ-А (седан)1932—1936ГАЗ-АА (грузовик)1932—1938КИМ-10-50 (седан)1940—1941КИМ-10-51 (кабриолет)1940—1941КИМ-10-52 (седан)1940—1941

1-е поколение

-17

Москвич-400

МодельГоды выпускаМосквич-400-420 (седан)1946—1954Москвич-400-420А (кабриолет)1949—1954Москвич-400-422 (фургон)1948—1956Москвич-401-420 (седан)1954—1956Москвич-401-422 (фургон)1954—1956

2-е поколение

-18

Москвич-402

МодельГоды выпускаМосквич-402 (седан)1956—1958Москвич-423 (универсал)1957—1958Москвич-410 (полноприводный седан)1957—1958Москвич-407 (седан)1958—1963Москвич-423Н (универсал)1958—1963Москвич-430 (фургон)1958—1963Москвич-410Н (полноприводный седан)1958—1961Москвич-411 (полноприводный универсал)1959—1961Москвич-403 (седан)1962—1965Москвич-424 (универсал)1963—1965Москвич-432 (фургон)1963—1965

3-е поколение

МодельГоды выпускаМосквич-408 (седан)1964—1976Москвич-426 (универсал)1967—1976Москвич-433 (фургон)1967—1976Москвич-412 (седан)1967—1975 (АЗЛК) 1967—1998 (ИжМаш)Москвич-427 (универсал)1967—1976Москвич-434 (фургон)1967—1976Москвич-2138 (седан)1976—1982Москвич-2136 (универсал)1976—1982Москвич-2733 (фургон)1976—1982Москвич-2140 (седан)1976—1988Москвич-2137 (универсал)1976—1985Москвич-2734 (фургон)1976—1981Москвич-2315 (пикап)1984—1988Москвич-2140-117 (седан)1980—1987

-19

Виды фар и решеток радиатора на "Москвичах" 3-го поколения

-20

Москвич-408 «Элит» с четырёхфарной системой головного света

4-е поколение

-21

Москвич «Святогор»

МодельГоды выпускаМосквич-2141 (хэтчбек)1986—1998Москвич-2142 (седан)1990—1991Москвич-2335 (пикап)1982—2002Москвич-2901 (фургон)199?—2002Москвич-2141-02 «Святогор» (хэтчбек)1998—2002Москвич-2142-02 «Святогор» (седан)1998—2002Москвич-2335-02 «Святогор» (пикап)1998—2002Москвич-2901-02 «Святогор» (фургон)1998—2001Москвич-2141-R5 «Юрий Долгорукий» (хэтчбек)1998—2002Москвич-2142-R5 «Князь Владимир» (седан)1998—2002Москвич-2142-S «Иван Калита» (седан)1999—2002Москвич-2142-SO «Дуэт» (купе)1999—2002

Экспериментальные

-22

Москвич АЗЛК-3-5-6 «Элегант», прототип 1973 года

-23

Москвич АЗЛК-C3 «Меридиан» 1977 года

-24

Москвич АЗЛК-2139 «Арбат» минивэн 1988 года

-25

Москвич АЗЛК-2143 «Яуза» кваттро 4х4 1990 года

  • 1940 — КИМ-10-52, выпущено 2 автомобиля, один из них хранится в московском политехническом музее.
  • 1947 — Москвич МЗМА-400-420, купе, опытный вариант грузовой машины на базе, созданный на базе седана 400 семейства. Судя по сохранившимся фотографиям, существовало как минимум три версии прототипа, в том числе внедорожный вариант и модификация с прицепом. В серийное производство автомобиль не попал, но, вероятно, послужил базой для создания аэродромного пускового агрегата (АПА-7), служившего для запуска первых отечественных турбореактивных самолетов. АПА-7 было изготовлено не менее 1000 штук[источник не указан 1997 дней].
  • 1947 — Москвич МЗМА-400-421, универсал, прототип с частично деревянным пятидверным кузовом (для экономии металла), созданный на базе фургона 400—422. Было построено несколько экспериментальных машин (в том числе вариант с дверями, открывавшимися по ходу движения), но в серию модель не пошла.
  • 1949 — Москвич МЗМА-403Э-424Э, опытная модель москвича. Планировалось что эта обновленная модель заменит на конвейере устаревшую 400-ю модель. МЗМА-403Э-424Э отличались наружными навесными панелями кузова, коробкой передач с переключателем на рулевой колонке, капотом аллигаторного типа, горизонтально расположенным запасным колесом. Силовой каркас кузова и шасси остались без изменений. Для внедрения нового кузова (424) требовались новые штампы, которые МЗМА самостоятельно изготовить не мог, валюта на их приобретение за границей так же не была выделена, и новый кузов в серию не пошел.
  • 1951 — Москвич МЗМА-403Э-424Э, купе, прототип спортивной модели, построенный на базе экспериментальной модели «403-423Э». На двух построенных экземплярах использовался либо опытный двигатель модели «403», либо форсированный модели «400», у которого головка и впускной коллектор были отлиты из алюминия, изменены фазы газораспределения, увеличен диаметр впускных клапанов и установлен масляный радиатор. При массе 850 кг машина достигала скорости 123 км/ч.
  • 1955 — Москвич МЗМА-402, один из первых прототипов популярной малолитражки. Кузов этого автомобиля был спроектирован на Горьковском автозаводе, там же были изготовлены мастер-модели для производства наружных панелей и других деталей. Первый опытный образец в дизайне экстерьера представлял собой практически копию «Волга» ГАЗ-21 (со скидкой на размеры), создававшейся параллельно.
  • 1956—1958 — Москвич МЗМА-444, выпущена небольшая установочная серия, послужил прототипом для ЗАЗ-965, выпускавшегося в 1960—1969 гг. на заводе «Коммунар» под маркой «Запорожец».
  • 1957 — Москвич-415, первая серия, внедорожник, рамный полноприводный, с открытым кузовом в стиле «Виллис-МБ».
  • 1958 — Москвич-415, вторая серия, внедорожник, рамный полноприводный, с открытым кузовом в стиле «Виллис-МД» (Jeep М-38А1).
  • 1959—1961 — Москвич-415, третья серия, внедорожник, рамный полноприводный, с открытым кузовом оригинального дизайна, серийно не выпускался.
  • 1959—1961 — Москвич-416, внедорожник, рамный полноприводный, с закрытым кузовом (на базе Москвич-415 второй серии), серийно не выпускался.
  • 1959 — Москвич МЗМА-А9, 8-местный экспериментальный микроавтобус, построенный на базе агрегатов легкового автомобиля «Москвич-402» и отдельных узлов ГАЗ-21. У него был несущий стальной четырехдверный кузов, двигатель впереди и независимая подвеска передних колес. На машине, построенной в единственном экземпляре, стояли двигатель модели «407», опытная коробка передач, однотипная с применявшейся на гоночном «Москвиче Г1-405». Задняя торцевая дверь была двухстворчатой. На базе автобуса были изготовлены два образца кузова вагонного типа для унифицированного с ним фургона «Москвич ФВТ», рассчитанного на 500 кг груза. Созданный образец «Москвич-А9» был впоследствии передан на Московский завод автомобильных кузовов (впоследствии Московский завод специализированных автомобилей) по инициативе его директора К. Д. Дурнова, где использовался в служебного транспорта как минимум до конца 1960-х годов. Технические характеристики: длина — 4050 мм, ширина — 2000 мм, высота — 1810 мм, база — 2310 мм, снаряженная масса — 1500 кг, рабочем объем — 1360 см³, мощность — 45 л. с., максимальная скорость — 100 км/ч. Серийно не выпускался.
  • 1963 — Москвич-408 «Турист», купе-кабриолет класса GT (Gran Turismo), опытный автомобиль с двухдверным кузовом, оснащенный съемной жесткой крышей. Машина была создана на базе Москвича-408 «Элит» с четырёхфарной системой головного света, готовившегося к производству, приводилась в движение двигателями, оснащенными экспериментальной системой впрыска топлива с электронным управлением. Двери прототипа были лишены рамок стекла, формула пассажирской вместимости «2+2». По некоторым данным, один из собранных автомобилей имел наружные панели кузова из алюминия. Без крыши жесткость кузова серьезно снижалась, поэтому днище было усилено Х-образной поперечиной.
  • 1970 — Москвич АЗЛК-3-5-2, седан.
  • 1970 — Москвич АЗЛК-3-5-3, универсал.
  • 1971 — Москвич АЗЛК-3-5-4, седан.
  • 1972 — Москвич АЗЛК-3-5-5, седан.
  • 1973 — Москвич АЗЛК-3-5-6 «Элегант», седан.
  • 1975 — Москвич АЗЛК-2150, внедорожник, дальнейшее развитие прототипа Москвич-416, рамный полноприводный, с закрытым кузовом, серийно не выпускался.
  • 1976 — Москвич АЗЛК-С-2 «Дельта», хэтчбек.
  • 1977 — Москвич АЗЛК-С-3 «Меридиан», хэтчбек.
  • 1978 — Москвич АЗЛК-С-4 «Дельта», фастбэк.
  • 1987 — Москвич АЗЛК-21416SE 4x4, полноприводный хэтчбек, 5-дверный прототип семейства 2141, собранный в количестве нескольких штук. Трансмиссия для этого автомобиля была создана в сотрудничестве с британской компанией «FFD». В серийное производство эта модель не пошла, однако опыт накопленный при её создании был в дальнейшем использован при создании других полноприводных автомобилей завода, к примеру, Москвич-2344.
  • 1988 — Москвич АЗЛК-2131 «Круиз», универсал повышенной вместимости УПВ, макетный образец, при разработке 41-го семейства был составлен план опытно-конструкторских работ, подразумевающий как создание основных моделей семейства, так и будущее расширение модельного ряда предприятия. Однако, в отличие от производственного плана по выпуску продукции, проектные работы не подразумевают обязательное доведение каждого из направлений до конечного результата. В то время на АЗЛК главными были работы по седану «2142» и модификациям хэтчбека «2141», а некоторые остальные разработки, включая «2131» не планировалось доводить до производства. Дальше масштабных макетов развитие модели «2131» не пошло.
  • 1988 — Москвич АЗЛК-2139 «Арбат», минивэн, планировалось изготавливать его на филиале «Москвич» в Сухиничах.
  • 1990 — Москвич АЗЛК-2142 «Алеко», седан, «Алеко» седан был создан к 1990 году, руководство предприятия планировало запустить его в массовое производство в 1992 году, но из-за экономических трудностей выпуск автомобиля был отложен на неопределенное время и так никогда и не начался. На основе базового автомобиля «Москвич» АЗЛК-2141 на заводе планировали наладить выпуск седана «Москвич» АЗЛК-2142 «Алеко». К его проектированию приступили почти сразу же после постановки на конвейер базовой модели. «Алеко» имел слегка подретушированную внешность в сравнении с хэтчбеком: были созданы несколько иные бамперы и решетка радиатора, изменилась задняя часть кузова. В проекте была предусмотрена установка нового силового агрегата объёмом 1800 см³ — 16-клапанного 2,0-литрового Renault F7R или F4R. Было выпущено единичное количество экземпляров автомобиля, которые стали раритетом для автоколлекционеров и поклонников марки. В 1998 году на основе АЗЛК-2142 с удлиненной на 200 мм базой был налажен выпуск мелкосерийных люксовых модификаций «Князь Владимир», который, в свою очередь, послужил основой для авто бизнес-класса «Иван Калита» с базой, удлиненной на 400 мм.
  • 1990 — «Москвич» АЗЛК-2141КР «Алеко-спорт», прототип гоночного автомобиля, предназначенного для участия в соревнованиях раллийной группы «B». Спорткар был построен в Управлении конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) молодыми специалистами АЗЛК. Силовой установкой этому «Москвичу» служил двигатель объемом 1995 см³, мощностью 175 л. с. с двумя карбюраторами Weber, расположенный в центре силового каркаса из лонжеронов и труб. Кардинальное снижение веса достигнуто за счет использования интегральных откидывающихся передней и задней панели из стеклопластика. Передние колеса имеют подвеску «Макферсон», задняя подвеска — многорычажная.
  • 1990 — Москвич АЗЛК-2143 «Яуза», седан, кваттро 4х4.
  • 1990 — Москвич АЗЛК-2141SW, универсал.
  • 1991 — Москвич АЗЛК-2144 «Истра», седан, концепт-кар 2000 года, дюралевый кузов (производство в г. Киров), дизель фирмы Elsbett работающий на рапсовом масле, отсутствовала средняя стойка кузова, так как передняя и задняя двери были единой конструкцией и она открывалась вертикально вверх, прибор ночного видения и индикация показаний приборов на лобовом стекле, уникальная автоматическая трансмиссия. Единственный макетный образец находится в музее на Рогожском валу в Москве.
  • 1991 — Москвич АЗЛК-3733 «Тонник», 8-местный микроавтобус, выпущено 3 опытных образца. Помимо восьмиместного микроавтобуса «Тонник» на узлах «Москвич-2141», планировали создать фургон для совместного производства с Братиславским автозаводом (словацкое название модели BAZ-MNA 1000) . Предполагали ставить бензиновые двигатели «Москвич-414» и дизели 413 (65 л. с.), в том числе с турбонаддувом (82—85 л. с.). Из трех выпущенных экземпляров один находится в музее на Рогожском валу, второй — в музее в Братиславе, третий — в Музее индустриальной культуры.
  • 1996 — Москвич-X, универсал повышенной вместимости УПВ, макетный образец.
  • 1997 — Москвич-2141-02 «Святогор» (обновленный) — обновленный вариант модели «Святогор». Единственный макетный образец остался стоять на заводе.
  • 1998 — Москвич-ЛГС, седан бизнес-класса, макетный образец.
  • 2000 — Москвич-2344 4x4, полноприводный пикап, один из выпущенных экземпляров стоит в музее на Рогожском валу.
  • 2000 — Москвич-2142r5 «Князь Владимир» (обновленный) — обновленный вариант модели «Князь Владимир» (с иным оформлением передней и задней части). Уже были заказаны штампы для наружных панелей кузова. Под капотом должен был работать новый двухлитровый двигатель Renault F4R мощностью 140 л. с. На смену задней подвеске со скручивающейся балкой должна была прийти независимая трехрычажная. Единственный макетный образец остался стоять на заводе.
  • 2000 — Москвич-Х-1, седан бизнес-класса, макетный образец.
  • 2000 — Москвич-Х-2, минивэн, создан на базе седана Х-1, макетный образец. Далее разработки и создания макетных образцов дело не дошло.

Автоспортивные

-26

Раллийный Москвич-2140

  • Москвич-404
  • Москвич-405
  • Москвич-Г2
  • Москвич-Г3
  • Москвич-Г5
  • Москвич АЗЛК-2141КР «Алеко-спорт»