Что делать, если вы решили разместить отзыв клиента у себя на странице или сайте
Например, автор онлайн-проекта проводит интенсив/марафон/мастер-класс, после чего размещает отзывы своих слушателей, их фотографии и скриншоты переписки.
Давайте разберемся, законно ли это и как юридически грамотно публиковать отзывы, чтобы это не привело к получению исков и требований от надзорных органов.
Какие риски существуют при публикации отзывов
Законом напрямую не запрещено публиковать отзывы ваших клиентов, но есть много нюансов. Квалификация нарушений зависит от того, как они опубликованы. Если это сделать неправильно, то можно нарушить ряд законов, и получить претензию.
Не рекомендуется публиковать вместе с отзывом личные данные клиента без его согласия, включая: его изображение, имя, любые контактные сведения (почта, телефон, адрес), которые позволяют определить его местоположение.
Какие законы защищают права клиентов/потребителей
1. Фотография (изображение)
Закон защищает права клиента на распространение его изображения.
(ст. 152.1 ГК РФ об охране изображения гражданина)
НЕЛЬЗЯ просто так взять и использовать изображение человека без его согласия, даже если он специально позировал для отзыва за плату
2. Персональные данные
Персональные данные клиента защищает Закон о защите персональных данных, именно:
Чтобы использовать данные клиента, нужно получить его личное разрешение.
Важно!
- Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
- Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
Если этого не сделать, то гражданам может грозить штраф от 2 000 - 6 000 руб., должностным лицам от 10 000-60 000 руб., юридическим лицам от 60 000-100 000 руб.
Ответственность за распространение персональных данных предусмотрена статьей 13.11 КоАП РФ
3. Скриншоты
В законодательстве нет четкого определения понятия “скриншот”. Скриншот (снимок экрана) - изображение, полученное устройством и показывающее в точности то, что видит пользователь на экране монитора или другого визуального устройства вывода.
Кроме того, переписка с клиентов в основном ведется через личные сообщения в личной переписке, поэтому публиковать скриншоты переписки с клиентом без его согласия не рекомендуется.
4. Результаты ваших клиентов
Просто текстовый отзыв не является объектом авторского права, но если к тексту добавить изображение, которое сделали не вы, как автор проекта, а ваш клиент, то тут могут возникнуть сложности.
Результаты ваших клиентов охраняет законодательство о защите авторских прав.
Отзыв клиента в виде изображения с результатом его работы, например отзыв к которому прилагается готовый: текст (статья), макет, эскиз, швейное изделие и т.д., охраняется ст. 1259 ГК РФ.
Поэтому, если планируете использовать готовые работы слушателей после прохождения ваших интенсивов, мастер-классов и т.д., то составьте отдельное соглашение.
О том, как это сделать читайте в следующем посте.
В котором вы узнаете:
Как технически и юридически оформлять результаты клиентов (слушателей, учеников), чтобы избежать конфликтных ситуаций.