Найти тему
Сторожевой

Немного про "возрождение" Ил-96 в новых условиях

Некоторое время назад Дзен дал показы про одну мою старую статью. В ней речь была про потенциальное возрождение самолёта Ил-96. Но мое внимание привлек комментарий, мол, а расскажите ка что сейчас? Возвращение ждать? Отвечу в этой статье и добавлю пару своих мыслей о будущем.

Оговорюсь сразу, мое мнение может кому то не понравится, но для меня оно аргументированно. Постараюсь четко все обозначить.

Итак, ранее я писал, что у нас есть планы по возрождению собственной авиации. Что есть планы по запуску самолёта "Байкал" взамен "кукурузников". Есть Ил-114 и МС-21, как лайнеры бОльшего класса. И, наконец, широкофюзеляжный Ил-96, флагман новой авиации.

Однако сейчас я практически уверен в том, что все эти планы не сбудутся. Почему так?

Немного фактов. Долгое время экономическое развитие человечества было минимальным. В Средние века крестьянин и даже дворянин могли прожить всю жизнь и ничего не менялось. Технический прогресс шел крайне медленно. Но ситуация стала меняться с разделением труда. Именно это способствовало увеличение производительности. Потом появились мануфактуры и первые заводы, которые могли массово выпускать товары широкого потребления. Отсюда и экономический рост, который позволил Европе уйти в экономический отрыв. Позже возникло и международное разделение труда, которое позволило странам выстраивать свою экономику на специализации.

Это слишком упрощённый взгляд на прошедшие века, но я считаю его достаточно верным.

Противоположной идее международного разделения труда является теория автаркии, то есть замыкания экономики государства. В ХХ веке некоторые государства пытались воплотить жизнь. И да, я не пытаюсь сравнивать тот исторический опыт с текущей ситуацией. Я только хочу сказать, что исключение из мировой торговли не принесет блага исключенным.

Какой бы не была богатой страна, но именно специализация даёт большое количество дешёвых товаров, компонентов и полуфабрикатов, а стало быть и конечное производство не будет "золотым".

Сейчас у нас выстраивается буквально новый железный занавес с западными странами и так уж получилось, самыми развитыми в технологическом плане. Я не буду рассуждать о причинах, они случились.

Отрыв от технологий станет серьезным ударом по экономике. Можно говорить о великой советской технологической школе. Там могли решать многие сложные задачи, но извините, Союза уже нет. Кадров, которые тогда готовились, очень мало. Притом, что многие и уехали из страны.

Прошло полтора поколения и надо жить и работать с тем, что сейчас. А сейчас у нас разваленные КБ, у которых периодически пытаюсь отобрать площадки и здания.

Сейчас у нас дефицит высокоточных станков. До кризиса создание одного (1) рабочего места на суперсовременном предприятии стоило миллион долларов. А сколько надо таких предприятий, чтоб создать громадный самолёт?

У нас есть титан и некоторые другие хорошие сырьевые отрасли, но этого мало. Авионика, композиты, материалы для фюзеляжа, шины наконец. Это очень длинная номенклатура товаров, не все из которого производится у нас.

Да, это все реально создать, купить оборудование, обучить кадры, но это займет время, годы. А первые запчасти для Аэйрбасов потребуются уже через несколько месяцев (а запчасти ввозить не будут).

Можно сказать, что у нас в союзниках могучий Китай. Но Поднебесная только делает первые шаги в авиастроении и им явно будет важнее сделать упор на свой рынок.

Так что извините, но я пессимист. Без мотивирующей конкуренции, без доступа к разработкам, без развитой промышленности во всех сферах, Ил-96 так и будет выпускаться поштучно.