Найти тему
Мосфильм. Золотая Коллекция

Ирина Муравьева: несколько историй о работе в кино

"О будущем не говорю, о прошлом неинтересно, да и времени нет", – такую фразу из уст Ирины Муравьевой готов услышать каждый журналист. Всем известно, что актриса – не любительница раздавать интервью. Однако самым настойчивым удача улыбается. О личном Ирину Вадимовну спрашивать бесполезно, но о работе в театре и кино – пожалуйста. Вот несколько ее историй, связанных с самыми знаменитыми ролями.

Ирина Муравьева. Фото: goodhouse.ru
Ирина Муравьева. Фото: goodhouse.ru

Конечно, чаще всего исполнительницу спрашивают об оскароносной картине "Москва слезам не верит" (1979). "Когда фильм был готов, его показали советским кинематографистам. Все дружно высказали "фэ!": дескать, ерунда, сказка про Золушку. А уж когда ленту выдвинули на соискание премии "Оскар", одни критики посмеялись, другие... заявили, что выбор специально пал на худший советский фильм, чтобы показать Америке, ...до какой черты мы дошли в киноискусстве", – вспоминает Муравьева. На церемонию награждения никого из съемочной группы не отправили, но наличие "Оскара" благоприятно сказалось на жизни актеров. Их приглашали на престижные кинофестивали, включали в делегации для проведения "Дней Москвы" или "Дней Советского Союза" в разных странах. Ирина Вадимовна утверждает, что могла бы весь мир увидеть, если не занятость в театре. Она с удовольствием рассказывает анекдот, который появился в то время: "Узнав о награждении "Оскаром" фильма из СССР, партия и правительство отправили в США телеграмму: "Москва в слезах. Не верит".

Александр Фатюшин и Ирина Муравьева на съемках фильма "Москва слезам не верит". Кадр, не вошедший в картину. Фото: 22-91.ru
Александр Фатюшин и Ирина Муравьева на съемках фильма "Москва слезам не верит". Кадр, не вошедший в картину. Фото: 22-91.ru

У многих почитателей фильма сложилось мнение, что Ирина Муравьева недовольна ролью Людмилы. Но это не так. Однажды в интервью актриса рассказала, что во время работы над фильмом посмотрела кусочек рабочего материала и подумала: "Боже, какой ужас. Какая я тут противная, наглая, отвратительная". Сама себе не понравилась. Хотя героиня в этой сцене должна была быть именно такой. Ирина Вадимовна признается – раньше всегда смотрела, как на экране выглядит внешне, и обычно себе не нравилась. Многие свои картины из-за этого не любила смотреть. "Но понимаете, да, почему я интервью почти не даю? Скажешь какую-нибудь реплику, а из нее целую историю раздуют. "Посмотрела, не понравился фильм, рыдала". Не смотрела, а взглянула краешком глаза на одну маленькую сцену", – говорит исполнительница.

Ирина Муравьева, Аристарх Ливанов, Татьяна Лиознова и Леонид Куравлев на схемках фильма "Мы, нижеподписавшиеся". Фото: 123ru.net
Ирина Муравьева, Аристарх Ливанов, Татьяна Лиознова и Леонид Куравлев на схемках фильма "Мы, нижеподписавшиеся". Фото: 123ru.net

Съемки в драме "Мы, нижеподписавшиеся" (1980) актриса считает одним из самых замечательных событий в жизни. Во-первых, остались прекрасные впечатления от работы с партнерами и режиссером Татьяной Лиозновой. Во-вторых, в конце съемочного процесса Лиознова пригласила исполнительницу на главную роль в музыкальную комедию "Карнавал" (1981). Ирина Вадимовна говорит, что прочитала сценарий и сразу согласилась. Немного переживала только, как в свои 32 года будет играть старшеклассницу.

Финал "Карнавала" оказался по сути открытым: будет ли Нина Соломатина актрисой или останется в родном городе? "Режиссер фильма Татьяна Лиознова никогда про это не говорила, мы это не обсуждали", – признается Муравьева. Но думает, что зрители поняли – с таким характером героиня добьется своего. Просто после всех московских трудностей ей захотелось побыть с мамой, все осмыслить и собраться с силами.

Кадр из кинофильма "Карнавал", 1981 г., режиссер Татьяна Лиознова, сценаристы Татьяна Лиознова, Анна Родионова, композитор Максим Дунаевский (скриншот)
Кадр из кинофильма "Карнавал", 1981 г., режиссер Татьяна Лиознова, сценаристы Татьяна Лиознова, Анна Родионова, композитор Максим Дунаевский (скриншот)

В фильмографии исполнительницы все же есть картина, которую она поначалу не любила. Это комедия "Самая обаятельная и привлекательная" (1985). Муравьева объясняет: "Это правда. Не любила этот фильм. И не хотела в нем сниматься. Мне эта тема не нравилась. Такое время было – рассвет авторского кино, чего-то очень серьезного. Тогда казалось – где же то самое высокое искусство?" Режиссер Геральд Бежанов с трудом уговорил артистку сняться в роли Нади Клюевой. Зрителям фильм понравился сразу, а сама Ирина Вадимовна пересмотрела его относительно недавно. И теперь считает картину очень хорошей: "...Это тоже высокое искусство. Просто другого жанра. Это анекдот, шутка".

Кадр из кинофильма "Самая обаятельная и привлекательная", 1985 г., режиссер Геральд Бежанов, сценаристы Геральд Бежанов, Анатолий Эйрамджан, композитор Владимир Рубашевский (скриншот)
Кадр из кинофильма "Самая обаятельная и привлекательная", 1985 г., режиссер Геральд Бежанов, сценаристы Геральд Бежанов, Анатолий Эйрамджан, композитор Владимир Рубашевский (скриншот)

Друзья, приглашаем на телеканал "Мосфильм. Золотая коллекция". В программе недели – три фильма с участием великолепной Ирины Муравьевой: "Самая обаятельная и привлекательная", "Артистка из Грибова" и "Москва слезам не верит". Приятного просмотра! Читайте и другие статьи:

Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого.

#актрисы #советские актрисы #кино #советские фильмы #ирина муравьева