Автомобили для МЧС России производятся на базе самых разных марок грузовиков, но все же наиболее востребованной со времен СССР является платформа ЗИЛ. Их маневренность, неприхотливость к качеству горючего и адаптированность под наши условия при относительно незначительной модернизации позволяет решать буквально все задачи при тушении пожаров. В наследство от Советского Союза достались две самые популярные платформы, которые по-прежнему являются технической базой для технического перевооружения пожарных расчетов.
ЗИЛ-130 для тушения пожаров в городской среде
На этой платформе разработано свыше 10 модификаций пожарных машин, но модель с длинной приставкойАЦ-40-63Б считается наиболее оптимальной. Главное преимущество такого варианта – наличие 8-цилиндрового двигателя, который при полной загрузке разгоняет автомобиль до 80 км/ч. С учетом усиленной рамы, двускатных задних колес и 2,4-тонной цистерны такие автомобили идеально подходят как для городской среды, так и сельской местности.
В комплектацию последних модификаций АЦ-40 также включена лебедка на бампере и арочные шины на ведущем мосту. Масса автомобиля на базе ЗИЛ-130 при полной загрузке и пожарном расчете на борту составляет свыше 9,5 т, что соответствует показателю моделей от других производителей.
ЗИЛ-131: военная мощь и вездеходность
Хотя военным вариантам автомобилей ЗИЛ-131 всегда было трудно тягаться с более мощными «Уралами», их характеристики отлично подходят для гражданских нужд. Пик выпуска 131-х пришелся на 1970-1984 гг., и практика доказала их неприхотливость к условиям эксплуатации. По тактико-характеристикам «старшая» платформа отличается от 130-й, и все же полностью заменить последнюю не смогла. Кроме того, такой пожарный автомобиль имел и существенный недостаток – из-за недостаточного крепления к раме нарушалась геометрия цистерны, поэтому было немало случаев ее разгерметизации.
На ЗИЛ-131 устанавливался 150-сильный карбюраторный двигатель, потреблявший порядка 40 л/100 км. Это весьма достойный показатель с учетом полной снаряженной массы в 11 т. Колесная база – 6 ведущих односкатных колес, привод – полный. Именно полный привод делает любую модификацию на базе ЗИЛ-131 основной технической единицей МЧС даже сегодня.
Также к преимуществам таких машин относится система подогрева воды в цистерне, действующаяза счет энергии выхлопных газов. Еще одна отличительная особенность – двухрядная кабина с повышенным уровнем комфорта и защитными решетками на окнах. Последний элемент доказывает свою нужность в момент массовых беспорядков, когда пожарному расчету приходится задействовать водяную «пушку».
Года над советскими ЗИЛами не властны
Хотя пик производства пожарных автомобилей на базе грузовиков ЗИЛ уже давно ушел в прошлое, популярность данного вида техники не спадает до сих пор. Шли годы, менялось техническое оснащение машин, комплектация спецсредствами, снаряжение боевых расчетов, появлялись дополнительные опции. Неизменным оставалось только одно – однозначная неприхотливость ЗИЛов при выполнении задач как в условиях бездорожья, так и городской среде.