Найти тему

Что такое профессия: понятие, структура, классификация

Оглавление

Термин «профессия» уходит корнями в латинский и французский языки, он имеет значение: «публично высказываться, объяснять». Сегодня профессия – род трудовой деятельности, которой занимается человек, обладающий определенным набором знаний, компетенций, навыков. Профессия позволяет человеку получать доход с помощью монетизации своего труда. Чем лучше навыки и больше опыт, тем выше будет доход. Получить необходимые знания можно в высших учебных заведениях, колледжах, центрах профессиональной переподготовки и других учреждениях, реализующих необходимые программы.

Каждый человек имеет право на выбор профессии, которая наиболее ему близка.
Каждый человек имеет право на выбор профессии, которая наиболее ему близка.

Структура профессии

Каждая профессия имеет индивидуальную структуру, что обусловлено разностью компетенций, обязанностей и задач. Однако есть общие черты, рассмотрим их:

  • профессия, например, «Врач». Профессия в широком понимании этого слова, объединяет специалистов, работающих в одной сфере;
  • специальность: «Гинеколог-эндокринолог». Специальность определяет узкое направление трудовой деятельности;
  • квалификация – степень пригодности к определенному виду труда, опыта и знаний. Медикам и учителям присваиваются квалификационные категории, представителям рабочих профессий (обвальщик, слесарь и другие) – разряды. Для повышения квалификации соискатель должен иметь опыт работы на занимаемой должности (1, 3, 5 лет и т. д.), пройти курсы, аттестацию или другую форму испытания согласно профессии.

Видя структуру профессии, человек может понять, сколько придется обучаться, как быстро происходит рост и шаги по карьерной лестнице.

Структура и профессиональная деятельность: определение

Можно выделить структуру, касающуюся профессиональной деятельности:

  • цели, философия профессии. Цели обеспечивают понимание результата, который должен быть получен в ходе профессиональной деятельности. Большинство профессии имеют образец деятельности, если его нет – нужно ориентироваться на наиболее компетентного специалиста. По этой схеме выстроена практика наставничества: сотрудник с опытом учит новичка или вчерашнего студента, который имеет базис знаний, но пока не умеет полноценно применять их на практике;
  • предмет труда. Речь идет о процессах, функциях, признаках и других факторах, взаимосвязанных друг с другом. Каждая профессия имеет уникальный предмет труда, в некоторых случаях его невозможно описать. Например, педагоги работают с детьми, они взаимодействуют с психикой и, как результат, с эмоционально-интеллектуальными функциями. Предмет труда для практикующего врача – пациент, состояние которого заранее невозможно предугадать;
  • средства профессиональной деятельности. Бывают вещественными (станок с ЧПУ, скальпель, учебник) или невещественными (интеллект – для педагога, тело – для учителя физкультуры или фитнес-тренера, голос – для певца, художественный талант – для живописца). Выделяют вспомогательные средства профдеятельности, все они комбинируются друг с другом, формируя единую систему трудового процесса.;
  • служебные обязанности. Зафиксированы в должностной инструкции, обеспечивают определение компетенций и задач, которые специалист должен решать. Служебные обязанности дисциплинируют как специалистов, так и работодателей;
  • правовая база. Защищает права и свободы специалиста: нормированный рабочий день, безопасные условия труда, честная оплата, отпуск и другие. Правовая база может быть расширена, что зависит от работодателя: медицинская страховка, обучение и другие гарантии за счет компании;
  • условия труда. Их должен обеспечить работодатель или создать специалист: жизненно важные, а также санитарно-гигиенические нормы (допустимый уровень шума, защита от облучения или профессиональных травм, иные). В отдельную группу стоит отнести социальные условия – от корпоративной культуры до микроклимата в коллективе.

Структура может изменяться и варьироваться для разных профессий, однако в нее заложены базовые принципы, на которые должны ориентироваться работодатели и сотрудники. Специалист может выбирать новые профессии на протяжении всей жизни, а также масштабировать и наращивать имеющиеся знания: для решения этой задачи существуют центры последипломной подготовки и переподготовки.

-2

Как изменяются профессии

Развитие современных технологий постепенно вытесняет с рынка профессии, которые в перспективе смогут заменить инструменты автоматизации. Например, еще 50-60 лет назад крышки на тюбиках закрывали вручную, сегодня эту работу выполняют машины. По оценкам российских экспертов через 10-15 лет с рынка труда будут вытеснены водители, доставщики и другие специалисты: к 2030 году исчезнут около 300 млн вакансий.

Рынок профессий динамичный: появляются новые направления, некоторые – упраздняются в результате автоматизации процессов или отсутствия потребности в таком труде (так исчезли извозчики, заготовители льда, телефонисты и другие). Однако профессии не только исчезают, но и создаются, объединяются, трансформируются. По данным проекта «Атлас новых профессий» в течение ближайших 10-40 лет на рынке труда появятся новые направления деятельности: игропедагоги, биоэтики, IT-медики, дизайнеры энергоносимых устройств и другие. Под напором развивающихся технологий уже работают специалисты, отвечающие за безопасность в интернете (киберполицейские, киберследователи), наноинженеры, генетические консультанты – целая группа профессионалов, в которых 10-15 лет назад общество не испытывало потребности.