В середине XIX века в Вырице развернулось активное дачное строительство, столичные газеты зазывали сюда объявлениями о продаже участков в «уютном уголке природы с сухой и здоровой почвой, сосновым лесом и живописными берегами реки Оредеж».
Вот и мы, привлеченные грезами о старых дачах, сосновом лесе и целебном воздухе, отправились прогуляться по Вырице одним февральским днем.
У подобного рода зимних путешествий есть как и свои минусы: короткий световой день, скованные льдом реки, вероятность слегка замерзнуть или немного промокнуть; так и свои плюсы: обильная растительность не мешает мешает осмотру архитектуры, а высокие сугробы нет-нет, да и позволяют заглянуть через забор.
Примерно с такими мыслями брели мы по узкой, протоптанной в снегу, тропинке, гордо именовавшейся "проспектом", да не каким-нибудь, а Ольгопольским, к даче купца первой гильдии Семена Михайловича Ермакова.
Построенная в начале ХХ века дача Ермакова и по сей день радует глаз своим нарядным и ухоженным видом, возможно потому, что даже во времена революции дом не поменял собственников, им и по сей день владеют потомки Семена Ермакова.
А наш путь лежал дальше, в северную часть Вырицы. Мы шли, полной грудью вдыхая необыкновенно вкусный воздух, вдоль раскинувшихся по обе стороны от дороги домов отдыха и санаториев. Место, действительно, благодатное - отдыхай себе, поправляй здоровье и радуйся. Но были в истории Вырицы и темные времена, когда вместо оздоровительных лагерей на берегу Оредежа стояли совсем другие лагеря.
Недалеко от Вырицкого кладбища есть памятник детям, убитым фашистами
30 августа 1941 года в Вырицу вошли фашистские войска. Летом 1942 года в Вырице на базе дома отдыха Ленинградской швейной фабрики им. Володарского создается детский концлагерь. Фашисты свозили туда детей из зоны ожесточенных боев Шлиссельбург - Мга. Детей заставляли собирать в лесах ягоды для немецких захватчиков и работать на овощебазе. Также содержавшиеся в лагере дети использовались как доноры крови для раненых немцев.
Перед отступлением, в ноябре 1943 года, немцы вывезли из лагеря часть старших детей. В январе 1944 г во время освобождения Вырицы, солдаты обнаружили дом с пятьюдесятью изможденными детьми. Дети были найдены, по-видимому, в доме на углу улиц Коммунальной и Кирова, но сам лагерь располагался в другом месте, в лесу на левом берегу реки Оредеж, почти напротив Казанской церкви, стоящей с 1914 года на правом берегу.
Казанская церковь была возведена в 1913 году на средства дачников из поселка «Красная долина», землю под строительство храма выделил князь Витгенштейн. Храм решено было выстроить в стиле древнерусских деревянных церквей. Был принят проект архитекторов Красовского М.В. и Апышкова В.П. Строительство приурочили к празднованию 300-летия дома Романовых. Торжественное освящение состоялось летом 1914 года.
У Храма, как и у многих других церквей в России не простая судьба - после революции храм достаточно долго не закрывали, хотя открыто ходить в него было уже не безопасно. Закрыли его лишь в 1938 году, передав здание под нужды Осоавиахима. Но в 1941 во время немецкой оккупации храм был снова открыт - в нем проводились богослужения для румынских оккупантов. Также преподобному Серафиму Вырицкому удалось получить разрешение для детей узников концлагеря на походы в церковь по воскресениям. После службы дети заходили к старцу, и батюшка, чем мог, угощал голодных и беседовал с ними.
Здесь же на территории храма находится часовня, где покоятся мощи святого. Серафим Вырицкий был канонизирован в 2000 году. И по сей день не иссякает поток паломников к мощам святого, ведь как говорил сам старец "Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам".
Серафим Вырицкий прожил в Вырице с 1930 по 1949 год. Он многое сделал для простых жителей Вырицы и узников концлагеря. Сохранилась такая запись: «Принято от о. Серафима: девичьих нижних рубашек - 24 штук, штанишек – 4, маек – 1, одеяло ватное - 1, матрац детский - 1, платье - 1, нижних рубах для мальчиков – 1. Всего 43 вещи». Квитанция осталась только одна, но известно, что батюшка помогал лагерю регулярно.
Вплоть до самой своей кончины он ежедневно принимал нескончаемый поток страждущих, утешая и исцеляя. Дом дореволюционной постройки, где святой старец снимал комнату, сохранился до наших дней.
А наш путь лежал дальше, на берег реки Оредеж, на пляж Шудибиль, названный так в честь Леопольда Шудибиля, управляющего имением князя Петр Витгенштейна, в которое входила и Вырица. После смерти Леопольда Шудибиля в его честь была названа проходившая рядом с рекой улица. После революции улицу переименовали в улицу Володарского, а пляж сохранил свое название.
Здесь на песчаных берегах реки растут уникальные ходульные сосны, также именуемые шагающими.
А секрет этих деревьев прост - ветер и вода вымывают песчинки из-под корней деревьев, всеми силами держащихся за ненадежный грунт.
Полюбовавшись на это чудо-природы отправляемся дальше, к бывшей вырицкой ГЭС.
ГЭС начала строится в освобожденной от немецко-фашистских захватчиков Вырице в 1944 году, и по понятным причинам, в строительстве участвовали в основном женщины. Но как ГЭС она проработала не долго - всего лишь 20 лет, с 1952 по 1972 год. Сейчас же плотина ГЭС используется в качестве пешеходного моста.
А еще здесь впервые за время прогулки мы увидели не скованную льдом воду. Не удержались и сделали привал, хотя день уже клонился к вечеру...
И единственное, что мы успевали осмотреть засветло, с тем расчетом, чтобы успеть на удобную по времени электричку, был дом банкира Бумагина. Михаил Яковлевич Бумагин был одним из богатейших людей в Вырице и владел аж пятью домами в поселке. Хотя, говаривают, что сам он предпочитал отдыхать в Лахте. После революции, дом был конфискован у владельца и передан под почту - она и находится там до сих пор.
Зашли внутрь - народу никого - отправили сами себе открытку, чтобы получить штамп из Вырицы, и в обратный путь. Немного досадно, что удалось посмотреть примерно 2/3 из запланированного, но чем это не повод чтобы вернуться. Как на счет осенней Вырицы, например?