Иностранные компании «приостанавливают» деятельность или уходят с наивной надеждой на свою неповторимость. Рынок лекарств и медтехники волнуется только по поводу сроков замещения, не сомневаясь в самом замещении. Желающих занять места ушедших искать не надо, участники рынка предлагают списки мер для лёгкого перехода.
Ассоциация фармацевтических производителей Евразийского экономического союза (АФПЕАЭС) письменно изложила Минпромторгу своё видение мер государственной поддержки отечественных производителей. Понятно, что это льготы по налогам, дешёвые кредиты, в том числе на ипотеку для работников, а ещё скорость принятия решений по изменениям в регистрационных досье и ценам лекарств списка ЖПВЛП, но больше помощь в устранении логистических барьеров и освоении российской фармой новых рынков сбыта за рубежом.
Здорово, что не плачут, а ищут способы решения навязанных проблем с перспективой роста. Государство в пандемию начало прислушиваться к производителям, потому вероятность помощи совсем не призрачна. Задним числом – с начала года налоговые льготы получат компании, занимающиеся научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками (НИОКР) по персонифицированной и превентивной медицине, генетическими анализами, телемедицине и мониторингу функций. И это только начало.
Программа Фарма-2020 серьёзно подорвала зависимость от импортных лекарств. Руководитель «Движения против рака» Николай Дронов заметил: «Многие препараты, которые ещё несколько лет назад трудно было получить, теперь производятся здесь. В розничном сегменте, да, наверное, лекарства подорожают, а кое-где это уже произошло. Не думаю, что с учётом принимаемых протекционистских решений эта сфера будет остановлена. Хотя, конечно, могут быть проблемы с завозом каких-то субстанций». По подсчётам, китайские производители фармсубстанций готовы увеличить долю замещения до 98%.
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование (пока) не попали под санкции, но не исключены проблемы с техническим обслуживаем, как считает один из директоров компании RNS Pharma Николай Беспалов, «при самом негативном раскладе придётся также обращаться к специалистам из третьих стран либо придумывать какие-то схемы по взаимодействию через посредников». С не импортозамещёнными линейными ускорителями и ПЭТ-сканерами наверняка помогут дружественные страны, большое торговое счастье - закрыть пустующую нишу на огромном рынке России.
Немного спасовала перед трудностями Российская Ассоциация организаций по клиническим исследований (АОКИ), рекомендовавшая зарубежной и не удалившейся фарме отложить запуск новых КИ и прекратить набор пациентов в уже запущенные. Решение продиктовано заботой «о здоровье, благополучии и соблюдении прав пациентов», но обусловлено «поломкой» логистики препаратов и биоматериалов, а также нарушением нормальных связей «между организаторами исследования, исследовательской командой и пациентами АОКИ». Положа руку на сердце (и голову), это не большая потеря, тем более, что фарма уходить не планирует.
Больше информации обо всех изменениях в здравоохранении вы можете получить на портале МирВрача