Двухсотые, груз 200, трехсотые… Эти термины, в последние десятилетия, известны многим. И не важно: гражданский ты или военный. Благодаря книгам и военным фильмам в наш обиход четко вошло: груз 200 — это погибшие солдаты, а трехсотые, соответственно, раненные.
Но… почему именно такие обозначения были выбраны? И, собственно откуда они появились?
Но, здесь стоит сразу оговориться: вокруг этих обозначений раненных и убитых военных имеется несколько версий. Некоторые из версий, чего уж греха таить, откровенно выглядят как непроверенные гипотезы. Поэтому в этой статье и постараемся рассмотреть те из версий, которые наиболее похожи на правду. Итак.
Наверняка можно сказать, что жители постсоветского пространства впервые столкнулись со страшной аббревиатурой «груз 200» во время войны в Афганистане. В те времена так называли советских солдат и офицеров Советской армии, погибших на афганской земле. Тела погибших, если кто не в курсе, запаивали в цинковые гробы, которые транспортными самолетами и доставлялись на Родину, в СССР.
Но, все-таки, почему именно «груз 200»? Откуда появилась эта цифра? Реальной, нужно сказать,выглядит версия, связанная с приказом министра обороны СССР от 8 августа 1984 года под номером 200 «О введении в действие «Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них». Вот, согласно одной из версий, и выходит: «двухсотый» это не что иное, как номер приказа Минобороны СССР.
Но… в этой версии, если обратит внимание читатель, остается не ясным слово «груз». И вот здесь, по мнению автора, наиболее вероятной является версия, связанная с рядом нормативных документов при транспортировке военных грузов. Дело в том, что при перевозке погибших солдат авиатранспортом в Советской Армии выдавался багажный талон на 200 килограмм. При перевозке поездом, то есть, по железной дороге, багажный талон выдавался на 300 килограмм багажа.
Солдат погибших в бою в Афганистане, как известно, доставляли на Родину по воздуху, то есть, самолетом, а значит и багажный талон для сопровождавших выдавался на 200 килограмм. Отсюда, судя по всему, и появляется фраза «груз 200».
Ясное дело, что тело погибшего никто не взвешивал, однако, некоторые из еще советских солдат, побывавших «за речкой», и принимавших участие в транспортировке погибших товарищей утверждают: только сам цинковый гроб весил около 150 килограмм.
А вот, что касается «груза 300», то здесь несколько сложнее. Нет, конечно достоверно ясно, что этот термин так же как и «груз 200» вошел в «военную терминологию» после войны в Афганистане. Как и ясно то, что при необходимости транспортировки раненного солдата было необходимо заполнить бланк типовой формы. Вот это бланк, как раз и имел номер 300. Но, вот почему именно выбрали цифру в три сотни, понятно не до конца.
На сегодняшний день, термины «груз 200» и «груз 300» широко используются при переговорах как военных, так и сотрудников других силовых структур, для обозначения понесенных личным составом потерь.
Интересный факт: помимо уже описанных «грузов» имеется и еще ряд таковых… Но, они, правда менее известны обычному обывателю. Под кодом 100 — при транспортировке проходят боеприпасы. Под кодом 400 идут контуженные и солдаты с ушибами. Под номером 500 подразумевается транспортировка медицинских препаратов. Под номером 700 «закодирована» перевозка денежных средств. И, под номером 800 обозначают перевозку химических веществ.