Найти в Дзене

«Зелёная» альтернатива: использование метана в качестве моторного топлива позволит России ежегодно экономить $130 млн

Оглавление

Россия декларирует приверженность принципам устойчивого развития, ключевым из которых является ответственное отношение к природе. Один из основных нормативных документов в этой сфере — закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» — был принят в 2021 году. В ближайшее время будут реализованы климатические проекты, направленные либо на поглощение парниковых газов, либо на их снижение.

АГНКС-1 Ахтубинск, Астраханская область
АГНКС-1 Ахтубинск, Астраханская область

Объемы выбросов парниковых газов в России в 2019 году составили 2,1 миллиарда тонн СО2-эквивалента. Рост среднегодовой температуры на территории нашей страны протекает в 2,8 раза быстрее, чем во всем мире. В это же время эксперты мирового сообщества продумывают введение тарифов на выбросы парниковых газов. Так, эксперты Международного валютного фонда предложили установить цену за тонну СО2-эквивалента от $25 для слаборазвитых стран, от $50 для среднеразвитых стран и от $75 для высокоразвитых.

В этой ситуации для России, обладающей крупнейшими запасами природного газа, развитой газотранспортной системой, собственными технологическими решениями, опорной газозаправочной сетью, а также с учетом инвестиций, направляемых на газификацию регионов, природный газ в условиях энергоперехода на экологичные энергоресурсы является наиболее эффективным решением. В предлагаемых условиях потребление природного газа вместо традиционных топлив уже сегодня позволит России экономить от $130 миллионов ежегодно.

Сокращение выбросов

При использовании метана удельные выбросы парниковых газов в 1,7 раза меньше, чем у дизельного топлива, и в 2 раза меньше, чем у бензина, с учетом всего жизненного цикла топлив (от добычи до потребления). В 2021 году объем потребления природного газа в качестве моторного топлива составил 1,3 миллиарда м3, что позволило сократить выбросы парниковых газов на 2,6 миллиона тонн СО2-эквивалента. Всего за последние пять лет с использованием метана выбросы парниковых газов снизились почти на 9 миллионов тонн СО2-эквивалента.

За последние десять лет потребление метана в мире выросло на 20%. По прогнозам экспертов ФСЭГ (Форум стран-экспортеров газа), к 2050 году природный газ нарастит свою долю в мировом энергобалансе с текущих 23% до 27%. Это позволит метану стать ведущим энергоресурсом мировой энергетической системы, далеко оставив позади нефть и уголь. В абсолютном выражении мировое потребление природного газа в 2050 году превысит показатель 5,6 триллиона м3.

Целенаправленный переход на метан в России начался еще в 2012 году. Начало современного этапа развития рынка газомоторного топлива в России было положено Перечнем поручений президента России Владимира Путина по итогам совещания по вопросу расширения использования газа в качестве моторного топлива. Была создана рабочая группа по вопросам использования природного газа в качестве моторного топлива при Правительственной комиссии по развитию ТЭК.

На рабочей группе были приняты ключевые решения — развитие инфраструктуры должно идти опережающими темпами и определены ключевые потребители рынка: дорожно-коммунальная техника, внутригородские перевозки пассажиров, мелкий коммерческий транспорт и межпоселковые перевозки пассажиров.

Единый оператор

Сегодня «Газпром газомоторное топливо» является единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива от ПАО «Газпром». В задачи компании входит строительство и эксплуатация газозаправочной инфраструктуры, стимулирование спроса и популяризация природного газа (метана) среди автовладельцев, развитие новых и импортозамещающих технологий.

Итогом десятилетней работы компании при участии всех операторов стал почти трехкратный рост по основным показателям рынка. Годовой объем потребления природного газа в качестве моторного топлива в Российской Федерации увеличился с 375 миллионов м3 в 2013 году до 1,33 миллиарда м3 по итогам 2021 года, превысив тем самым показатели всего СССР конца 1980-х.

Расширилась и газозаправочная инфраструктура в России. По итогам 2021 года насчитывалось 640 газовых заправок, из которых 379 принадлежит группе «Газпром». Для сравнения, в 2012 году было 198 станций. К концу 2024 года сеть должна составить 1 273 станции. Это позволяет говорить о создании опорной газозаправочной сети страны. В три раза вырос автопарк транспортных средств на метане: с 76 до 259 тысяч. Годовой прирост российского автопарка на метане по итогам 2021 года составил более 30 тысяч автомобилей. Основным инструментом роста является переоборудование транспорта. В рамках собственных маркетинговых программ компании «Газпром газомоторное топливо» за последние пять лет на газ переведено более 50 тысяч единиц техники.

Автомобильный транспорт существенно влияет на качество атмосферного воздуха. В выхлопных газах содержатся опасные для здоровья человека поллютанты: твердые (взвешенные) частицы, двуокись азота (NO2), двуокись серы (SO2). Первые представляют наибольшую опасность для здоровья человека. Из-за своего маленького диаметра (мелкодисперсности) они могут проникать и оседать в легких, преодолевать аэрогематический барьер и попадать в кровеносную систему. Постоянное воздействие твердых частиц повышает риск развития сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, а также рака дыхательных путей.

Группа экспертов «Газпром газомоторное топливо» разработала количественную методику оценки сокращения экономических издержек при переводе общественного и коммунального транспорта на метан на примере Санкт-Петербурга. Методика основана на последних научных выводах о рисках для здоровья, связанных с воздействием твердых взвешенных частиц на человеческий организм. Ученые всего мира признали взаимосвязь между концентрацией вредных веществ (поллютантов): твердые частицы, озон, двуокись азота, двуокись серы в воздухе и смертностью. Увеличение среднегодового содержания твердых частиц на 10 мкг/м3 повышает риск смерти на 6%.

Для примера, по расчетам Greenpeace, выбросы взвешенных частиц от потребленного человечеством топлива в 2018 году привели к 3 миллионам случаев преждевременной смерти (что равняется 62,7 миллионам лет потерянной потенциальной жизни), к 2,7 миллионов вызовов неотложной помощи из-за резкого приступа астмы, к 2 миллионам случаев преждевременных родов и к 1,8 миллиарда больничных дней.

В исследовании компании «Газпром газомоторное топливо» было подсчитано, что общественный транспорт и коммунальная техника в Петербурге в среднем выбрасывают 28 тысяч тонн поллютантов в год. Это составляет приблизительно 6% от всего загрязнения, произведенного транспортными средствами в городе. При переходе на газомоторное топливо общие выбросы загрязняющих веществ от коммунальной техники и общественного транспорта сократятся на 18,9 тысяч тонн в год (4%), а ежегодно сокращение твердых частиц будет составлять около 300 тонн (28%). Таким образом, суммарное уменьшение экономических издержек правительства Санкт-Петербурга при реализации предложенных мер составит 5,8 миллиардов рублей в год.

Перевод данных видов транспорта на метан позволит ежегодно спасать десятки людей от преждевременной смерти. Суммарная экономия средств ОМС при переводе всего автопарка общественного транспорта и коммунальной техники Санкт-Петербурга на газ составит 155,8 миллионов рублей в год.

Результаты проведенного исследования демонстрируют, что переход на альтернативные виды топлива должен стать государственной задачей. Приблизительная экстраполяция полученных результатов на всю территорию России показывает, что расширение использования газомоторного топлива на общественном транспорте и коммунальной технике позволит сократить смертность населения на 2,8 тысяч человек, а экономические издержки — на 152,3 миллиарда рублей в год.

На сегодняшний день правительство РФ работает над синхронизацией планов развития всех видов транспорта, на «зеленом» топливе (природный газ, электричество и водород).

Материал подготовлен пресс-службой «Газпром газомоторное топливо» совместно с «Коммерсантъ»

https://t.me/Pro_AGNKS/822
https://www.kommersant.ru/doc/5249863