Мельчает нонче народ... Хотя, может это такая разница между Сибирью и Югом? Доедая пирожок с капустой и грибами, в одном из южных городов нашей необъятной, приготовленный утром на собственном дрожжевом тесте, подслушала разговор двух подруг:
-Я до 16 лет вообще не умела готовить, всё мама делала. А когда в колледж поступила, пришлось учиться. Интернет тогда не был популярен... - бодро молвила Оля.
-Ты что, по поварским книгам училась? - со страхом в глазах спросила Аня
-Да нет, звонила знакомым. Маму как то стрёмно было спрашивать. Она как на уши сядет....
-А я только в 25 лет начала готовить. И то не понимаю, зачем этот навык, когда кругом есть доставка.
В этот момент мне стало горестно. Еда - такой спектр человеческих эмоций. Она сопровождает нас от рождения и до самой смерти. Но их разговор погрузил меня в мои юношеские воспоминания.
Это был поселок на берегу реки, по которой проходил сплав сибирского леса. Он организовался в 1906 году, а в 1930-1950 стал местом ссыльных переселенцев из Забайкалья: финнов, поляков, греков, немцев и литовцев.
В трудные для страны годы мама каким то чудным образом, в тайне от отца прикупила участок на берегу реки, вдали от основного поселения. Одной стороной участок уходил в гущу тайги, с другой протекала полноводная река.
Я помню, что первый домашний телефон в городе у моей семьи появился в 1995 году. Дисковый, темно - красный. Его поставили папе для работы, по какому то невероятному блату, с подачи мера города.
Что уж говорить о 90х годах в глухой деревне с населением не более 500 человек? Что бы попасть в город нужно было встать в 4 утра. Мама отваривала с собой в дорогу куринные яйца и заваривала горячий чай в термос. Километр пешего пути по пушистому снегу, хруст под ногами, мороз в -30 градусов. К 5:50 подъезжал пазик, следовавший до райцентра. Пару часов ожидания автобуса до города, в обветшалом здании автовокзала, 40 минут езды до железнодорожной станции и вновь ожидание.... Еле теплая электричка и через два часа ты в городе. Вот так путь длинною в 150 км занимал около 10 часов.... Что уж говорить о телефонной связи? Телевидение было 3 канала, а радио часто ловило китайские волны.
В 1995 мы перебрались в город что бы я пошла в начальную школу, но каждый год с весны мы приезжали в деревню. Родители высаживали рассаду и впереди было веселое, активное лето. Эх, у меня было самое крутое лето, которое могло быть у детей рожденных в 90х.
В деревне, в которой нет цивилизации человеческие отношения гораздо крепче, добрее, чем в городе. Играть, купаться, по грибы, за ягодой, на покос, на картошку мы выезжали семьями: так быстрее, веселее, продуктивнее.
В деревне у меня появились первые, настоящие Друзья. Поэтому, когда мы стали приезжать на летние каникулы, и родителям нужно было вернуться в город, меня оставляли в моей второй семье, давая наказ, что нужно раз в несколько дней ходить и поливать огород .
Это был 2000 год, мне 12 лет. Мама Катя уехала с дочерью толи в райцентр в больницу, толи в город всё по тем же делам. Мы остались с д.Лешей и Серегой. Мужчины отправились на покос и д. Лёша дал наказ: "Приготовить ужин!"
Так как моя мама не работала, и всецело отвечала за приготовление еды у нас дома, то и поварские навыки привиты мне не были. Но упасть "лицом в грязь" было никак нельзя. Я отправилась по местным бабушкам в поисках простых и сытных рецептов.
Соседка баба Вера сказала провести инспекцию холодильника, что бы можно было понять какой у нас есть ресурс. Обследование показало, что по возвращению с покоса семью ждет борщ с домашней сметаной и утренним хлебом.
Отзывчивость соседки бабы Веры, похвала д.Леши положили начало моей любви к кулинарии. Великим кулинаром я не стала и даже не пошла учиться на повара, но приготовление еды и употребление оной стало для меня своеобразным наркотиком. Если я хочу снять стресс после трудового дня, то брожу по супермаркету, фантазирую, набираю продукты, а дома начинаю колдовство.
Большую лепту внес мой папа, который съедал даже подгоревшие пироги и переваренные пельмени, приговаривая, что это очень вкусно. Его слова помогали мне не сдаваться и оттачивать мастерство)
И вот мне 34 года и я не представляю, что на каком то празднике я не буду стоять у руля, отвечая за блюда на столе. Недавно собрала в гостях знакомых и приготовила заливное, форшмак, толченую картошечку, паштет из куриной печени. Оказалось, что современный человек совсем отвык, что заливное может быть не на новый год, а просто послужить поводом для встречи в теплом кругу...
Учите дочерей готовить! Это согревает сердца!