Недавно вышедшая в прокат художественная картина Мэтта Ривза стала началом перезапуска серии фильмов о персонаже комиксов вселенной DC – Бэтмене. Несмотря на то, что про данного супергероя отснято большое количество лент, интерес к нему не утихает.
Каждый режиссёр старается показать Бэтмена с новой, неизвестной стороны. В 2005 году необычное видение защитника Готэма представил Кристофер Нолан. Он убрал всю мистику из комиксовой истории. Зрителям предстал обычный человек, который сражался с такими же врагами из плоти и крови. Это снискало невероятный успех у фанатов саги. Возможно, руководствуясь удачностью такого хода, Мэтт Ривз взял за основу интерпретацию Нолана и ещё больше приблизил её к нашей действительности. Атмосфера фильма настолько реалистична, что костюм летучей мыши на главном герое иногда смотрится неуместно и комично. Будто смотришь в вечерних новостях сводку криминальной хроники, где на месте преступления работает детектив, которого вызвали прямиком с вечеринки в честь Хэллоуина. Визуальный антураж максимально нуарный. Всё – от цветовой гаммы до музыки – заставляет буквально физически ощущать гнетущую обстановку в Готэме. Тёмные улицы под проливным дождём, перевёрнутые мусорки, банды отморозков, следящие за новой жертвой, отдалённые крики о помощи. На фоне всего этого звучит удручающий одинокий голос, озвучивающий философские наблюдения рассказчика по поводу города и его жителей. Пробирает? Безусловно! Но… Это же “Город грехов” (2005 год), раскрашенный и с другим сюжетом. Напряжение, которое режиссёр так старательно создавал, теряется оттого, что мысленно оцениваешь увиденное – “где-то аналогичное уже было”, “а вот там это сделано круче”. Стоит отметить, что в фильме, есть сцены, которые способны привлечь и удержать зрительское внимание. Самая знаковая и проникновенная – антигерой с фальшфейером (световая шашка) выводит сквозь полный мрак людей к спасению. Действие занимает меньше минуты, а смысла вложено на целую историю.
Образы персонажей представляют собой нечто странное. Складывается ощущение, что после пересмотра личности нового Бэтмена (Роберт Паттинсон) у сценаристов не осталось сил на прописывание остальных героев. Альфред (Энди Серкис) существует как безликий элемент – нет никакой эмоциональной связи между ним и Брюсом. На месте преданного дворецкого мог оказаться кто-нибудь другой, и это никаким образом не повлияло бы на сюжет. Экранного времени у Серкиса было всего минут десять из общего хронометража. Любого другого персонажа можно было бы ввести в кому, вывести из неё и тут же наорать, обвинив во всех смертных грехах и ломании детской психики бедного Брюса. Вслед за Альфредом пострадал ещё один классический образ – Пингвин (Колин Фаррелл). Главная задача, видимо, состояла в том, чтобы загримировать актёра так, чтобы зрители увлечённо рассматривали его и пытались уловить малейшие признаки внешности Фаррелла. Увлекательный аттракцион, но совершенно ненужный. Затратить столько усилий ради пятнадцати минут – спорное решение. Касательно значимости Пингвина именно в этой части – его добавили в сценарий только для того, чтобы сыграть на популярности узнаваемого злодея. В картине он представлен обычным гангстером, воротилой теневого бизнеса, который почему-то стал мелкой сошкой в руках более крупных игроков. Если заменить имя “Пингвин” на, скажем, “Тони Монтана” ( “Лицо со шрамом”), то ничего не поменяется. А с учётом основной тематики – изменение образов всех персонажей ближе к реальности – будет даже органичнее. Женщина-кошка (Зои Кравиц) в ленте Ривза отсутствует. Есть просто Селина Кайл – девушка, умеющая за себя постоять и обладающая великолепной грацией. Надо отдать должное Кравиц – даже в странной воровской шапке она выглядит умопомрачительно.
Главный антагонист Бэтмена разделил участь остальных действующих лиц. Загадочник (Пол Дано) потерял свою уникальность. Он представлен обычным “интернетным троллем” – обиженный на весь мир социопат, который великолепно составляет ребусы. Невзрачный чудик, который ведёт видео-блог, натягивает на голову кожаный мешок и пучит постоянно глаза, не дотягивает до звания суперзлодея. Всё противостояние Бэтмена и Загадочника очень сильно напоминает сюжет фильма “Зодиак” (2007 год) – головоломки маньяка и оставленные подсказки для их решения постоянно отсылают к произведению Дэвида Финчера (“Зодиак”, “Семь”, “Бойцовский клуб”). Кроме того, Загадочник не является в полной мере главным источником зла, не с ним борется Бэтмен. Персонаж Дано выступил катализатором, сторонней силой, которая вскрыла главного противника – пороки жителей Готэма. Жгучая смесь из алчности, жестокости, ненависти разрастается среди населения, проникая во все структуры, и губит город. Именно с этим решил бороться Брюс Уэйн, “поднять город с колен” стало кредо Бэтмена.
Можно подумать, что новая киноверсия о тёмном рыцаре сделана в стиле “пэчворк”. Вся картина составлена из старых идей – кусочек от Нолана, часть от Финчера, фрагмент от совместной работы Миллера, Тарантино, Родригеса. Сказать, что это начало чего-то великого, нельзя. Просто потому, что суть потеряна – перед нами не сага о Бэтмене. Мэтт Ривз показал сюжет, чем-то напоминающий историю человека в костюме летучей мыши. Слишком сильный упор на реалистичность не подходит для экранизации комиксов, он не оставляет места для вымысла, а ведь именно за возможность мечтать и фантазировать поклонники любят комиксы. Нельзя лишать их такой возможности. Если убрать все упоминания о Бэтмене, то у режиссёра получился бы отличный боевик. Тратить три часа своего времени на фильм стоит только фанатам Паттинсона и Кравиц, чтобы насладиться появившейся между ними химией.
Колумнист: Ольга Костина
#бетмэн #роберт паттинсон #мэтт ривз #dc #dc comics #боевик #женщина кошка #новинки кино #рецензия на фильм #фильмы 2022