Найти в Дзене
По Приуралью

Незваные напарники охотников

В советские времена на лосей мы охотились далеко от дома, почти на северной границе Пермского Края. Первый участок пути ехали на грузовой машине, потом оставляли её в тупике, а сами на широких камусовых лыжах с оружием и рюкзаками за спиной выходили к лесной избушке. Там готовили дрова, пробивали лунку во льду ближайшей речки, прогревали избу, не было близко реки – топили снег.

Нашему коллективу охотников обычно приходилось закрывать до десятка лицензий. Каждого добытого лося по отдельности возить в посёлок слишком накладно, поэтому добытого лося оставляли в снегу, чтобы застыл. Закрыв все лицензии, лосиное мясо в рюкзаках, нартах стаскивали к избе. Каждого лося помечали, чтоб в посёлке не перепутать. Мы не боялись оставлять в лесу добычу, потому что знали, на десятки километров вокруг не было никого чужого. Но иногда приходилось сворачивать охоту и заниматься только вывозкой мяса, а такая ситуация возникала тогда, когда кто-то слышал крик ворона.

Еще об охоте читайте на канале

У воронов есть одна особенность: они, в основном, питаются падалью. Найти корм не так уж просто, тем более зимой. Каждый ворон обследует свой участок, и если ему повезло найти еду, то он подаёт сигнал соседу, а тот ещё дальше, так собирается приличных размеров стая, которая кормится падалью. Наелись и разлетелись, может быть, ещё кому-то повезёт найти еду, тогда он призовёт сородичей. Так выживает популяция.

-2

Появление воронов влечёт за собой вторую более грозную беду – приход росомахи. Этот очень сильный хищник следит за поведением птиц и спешит на их пир, хотя и сам по лыжням любит проверять: а вдруг там впереди добыча охотника лежит. И если от воронов можно спасти мясо, засыпав его снегом и лапником, то от росомахи так легко не отделаешься.

Еще о нашей жизни в заповеднике читайте в статьях на канале:

Как-то мы прозевали приход росомахи, пошли проверять наши захоронки, а там до нас этот хищник появился. Во время охоты, помня о возможном приходе росомахи, разделывали добытого лося на большие куски, ну такие, чтоб крепкому мужику по силе было несколько километров на себе пронести, это примерно 35-40 килограмм. Так этот хищник ухитрялся растащить и погрызть эти тяжеленные, промороженные в камень куски на несколько десятков метров в разные стороны и закопать их в снег. Приходилось потом ходить с длинной жердью и протыкать ею снег, по стуку определяя, где спрятано мясо. Оставлять его на прежнем месте было нельзя, старались как можно быстрее вынести его к избе. Ещё росомаха норовила испачкать мясо, чем наносила дополнительный ущерб. Конечно, не каждый год появлялись во время охоты эти «напарники», но держать ухо востро приходилось всегда.

Кстати, волки что-то тогда не появлялись. Вероятно, чуяли, что по глубокому снегу им от охотников не уйти, а вот росомаха легко по любому снегу проходит.

-3