Найти тему

Как Пушкин мог погибнуть в Твери

На набережной с обеих сторон Волги есть несколько памятников. Там и сам Афанасий Никитин, подводники и даже Олени. Последних памятником назвать сложно, но они стоят на набережной и радуют глаз.

А недалеко от этих рогатых, там, где, если посмотреть с другого берега Волги, проглядывает, сквозь голые ветви зимнего городского парка, Путевой дворец, стоит мечтательный Александр Сергеевич.

Благодаря своему географическому положению, Тверь оказалась прямиком между двух столиц. А поскольку во времена Пушкина Сапсаны не летали туда-сюда по несколько раз в сутки, то путь был не самый близкий.

Если верить историкам, то Пушкин проезжал через Тверь около тридцати раз и четыре раза останавливался в городе. И хотя больше поэту нравился город Торжок, что в шестидесяти километрах ближе к Санкт-Петербургу, в Твери ему тоже поставили памятник. По рассказам современников, в Торжке поэт останавливался чаще, может быть виной тому были знаменитые торжокские пожарские котлеты, но это уже другая история.

Но учитывая нрав Александра Сергеевича, в Твери он тоже успел оставить свой след. Какой? Сейчас расскажу)

-2

В очень далеком для нас ныне живущих 1835 году, в одной из гостиных Санкт-Петербурга, молодой граф Владимир Александрович Соллогуб

Владимир Александрович Соллогуб
Владимир Александрович Соллогуб

имел неосторожность, а может быть, преследуя какие-то свои цели, сказал Наталье Николаевне Пушкиной, урожденной Гончаровой, что-то неприятное. Что именно, неизвестно. Может быть и ничего страшного он не сказал, но Наталья Николаевна была, как известно, красивой женщиной, а значит, за ней вились самые разные слухи. И один из них, наверняка превосходно приукрашенный теми, кто недолюбливал семейство Пушкина, погулял по столице и дошел до поэта.

Наталья Николаевна Гончарова
Наталья Николаевна Гончарова

Тот, как известно был горяч и тут же послал Соллогубу вызов.

«…вы позволили себе невежливость относительно жены моей. Имя, вами носимое, и общество, вами посещаемое, вынуждают меня требовать от вас сатисфакции за непристойность вашего поведения. Извините меня, если я не мог приехать в Тверь прежде конца настоящего месяца".

Но дела служебные вынуждают Соллогуба ехать в Тверь, где он уже служит как чиновник особых поручений при тверском губернаторе. И так получается, что поэту не удается застать его в Санкт-Петербурге. Однако, вызов прозвучал и теперь дуэль – это лишь вопрос времени.

В Твери Соллогуба задерживает работа, тогда как Пушкин остается в городе на Неве. Про вызов никто не забыл и весной Пушкин планирует поездку в Тверь, чтобы окончательно разрешить дело.

Непривычно для нас ныне живущих, не так ли? Современное общество за пару месяцев точно бы позабыло о том, что и кто там кому сказал.

Тогда же времена были другие и дождавшись, когда размокшие по весне дороги придут в нормальное состояние, Пушкин выезжает в Тверь за сатисфакцией.

Но Соллогуба снова вызывают по делам и он покидает город, отправляясь куда-то в глубину губернии. В те годы одним из направлений работы молодого графа был сбор сведений о раскольниках.

По возвращении он узнает, что Пушкин был в Твери, приходил к нему, и не застав, прождал целый день. А потом уехал в Москву.

Молодой человек, а графу Соллогубу на тот момент было двадцать три года, приходит в ужас. Как же так, его вызвали и вот уже дважды не могут застать на месте. Что подумает общество? Вдруг они усомнятся в его смелости и решат, что тот специально находит причины, чтобы избежать встречи с оскорбленным мужем. И молодой человек бросается в Москву.

Пушкин в это время гостит у своего друга Нащокина и, когда в ночи в дом врывается Соллогуб, то первое, что спросит у него заспанный поэт, это кто будет его, Соллогуба, секундантом. И несмотря на то, что секундант остался в Твери ему быстро находят замену.

Нащокин, который должен был быть секундантом Пушкина, понимает, что ссора пустяковая, и пытается найти способ примирить противников. Поэт требует извинений перед женой, тогда как Соллогуб, не считая себя виноватым, не желает их приносить. Разговор длился несколько часов, пока изобретательный Нащокин не предлагает графу Соллогубу написать Наталье Николаевне «этакое прекудрявое французское письмо». Тот соглашается, поэт забирает письмо. Мир восстановлен.

Кстати, когда Пушкин вызвал Дантеса в первый раз, именно Соллогуб был его секундантом и сделал все, чтобы эта дуэль не состоялась. Но это уже другая история.

Читайте, комментируйте, подписывайтесь.

Я стараюсь наполнять канал для вас.

#поездки по россии #история #лис в движении #путешествия по