Найти в Дзене
Антон Барановский

Как зарянка в Рязани перезимовала

Как среди людей попадаются разные характеры, так и среди птиц. Есть особенности темперамента, присущие целому виду. А есть индивидуальные черты: кто-то робок и осторожен, кто-то отчаянно смел, а кто-то в своей безалаберности привык полагаться на авось. В полной мере характер проявляется в испытаниях. Теплая, напоминающая осень, погода внезапно сменилась в конце января 2006 года обильным снегопадом и нешуточным морозом. Сперва промерзла почва, потом ее укрыл снег, а затем стало по-настоящему холодно. И на третий день мороза судьба подарила мне уникальную встречу. Почистив вольер у своих домашних птиц, я, как обычно, не выбросил мусор на помойку, а рассыпал во дворе – не знающие голода обитатели вольера оставляют недоеденным значительную часть корма, а диким птицам он зимой очень кстати. Возвратившись к этому месту через полчаса, с удивлением увидел, что на кучке песка, соломы и шелухи от зерна сидит зарянка и выбирает засохшие крошки белого хлеба. Эта птичка чуть поменьше воробья, корич

Как среди людей попадаются разные характеры, так и среди птиц. Есть особенности темперамента, присущие целому виду. А есть индивидуальные черты: кто-то робок и осторожен, кто-то отчаянно смел, а кто-то в своей безалаберности привык полагаться на авось. В полной мере характер проявляется в испытаниях.

Теплая, напоминающая осень, погода внезапно сменилась в конце января 2006 года обильным снегопадом и нешуточным морозом. Сперва промерзла почва, потом ее укрыл снег, а затем стало по-настоящему холодно. И на третий день мороза судьба подарила мне уникальную встречу.

Почистив вольер у своих домашних птиц, я, как обычно, не выбросил мусор на помойку, а рассыпал во дворе – не знающие голода обитатели вольера оставляют недоеденным значительную часть корма, а диким птицам он зимой очень кстати. Возвратившись к этому месту через полчаса, с удивлением увидел, что на кучке песка, соломы и шелухи от зерна сидит зарянка и выбирает засохшие крошки белого хлеба. Эта птичка чуть поменьше воробья, коричневая сверху и белая снизу, с ярко-оранжевой, как заря, грудью, из-за которой и получила свое название, с большими чуть печальными глазами, тоненькими изящными лапками, выглядела на фоне свежевыпавшего снега неуместно заметной и беззащитной.

Зарянка зимой на подкормке
Зарянка зимой на подкормке

Считается, что перелетных птиц вынуждает отправляться в странствие постепенно укорачивающийся день. Но среди многих видов перелетных птиц есть несколько, отдельные особи которых ежегодно пытаются зазимовать на родине. Часто это больные или слабые птицы, которые просто неспособны к длительному перелету, но нередко и совершенно здоровые, полные сил. Что движет ими? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа, но ясно, что у таких вот птиц характер точно выдающийся. Они, как первооткрыватели-полярники, бросают вызов зимней стихии, к которой обычно совершенно не приспособлены.

Зарянка – типичная насекомоядная птица. Как и ее родственники – дрозды, кормится обычно на земле, поедая червей, слизней, пауков, насекомых, мокриц и других обитателей слежавшейся листвы, почвы или травы. Отыскивать добычу в трещинах коры и других укрытиях, как это делают синицы и пищухи, зарянка не может. Питаться семенами или ягодами, как снегири, свиристели, чижи и многие другие зимующие у нас птицы, тоже не может. Точнее, ягоды-то она при случае съест, но потребности организма в энергии такой корм не обеспечит. Чтобы найти привычный корм, ей обязательно нужна не скрытая снегом земля. В таких условиях у оставшейся на зимовку птицы шансы встретить весну ничтожны. Каждую осень по первому снегу, в ноябре-начале декабря, мне доводилось встречать в лесу запоздавших с отлетом зарянок. Но уже с середины декабря – ни одной такой встречи.

А тут – зарянка зимует в городе, и уже конец января. Понятно было, что в серьезной опасности птичка оказалась только сейчас. Все начало зимы, до снега, с привычным кормом не было проблем. Вероятно, за первые три снежных дня она сильно проголодалась, и неожиданная подкормка от меня пришлась как нельзя более кстати. Тут же вспомнилось, что в неволе даже насекомоядные птицы охотно едят смесь крошек белого хлеба с яичным желтком, тертой морковкой и еще несколькими компонентами. Но ведь дикую птицу к такой смеси приходится постепенно приучать неделями, знаю это по собственному опыту орнитолога. А тут сразу ест хлеб.

Кормилась птичка около получаса. Потом перелетела на ближайшее дерево, отдохнула и двинулась дальше, перелетая над самой землей с одного куста на другой. Добравшись до люка теплотрассы, напилась воды от подтаявшего снега и устроилась отдыхать рядом на теплой трубе, в том самом месте, где кто-то оторвал изолирующую обивку. Видно было, что территорию зарянка знает до мелочей. Возможно, она и летом жила тут, а не улетела специально, чтобы, вернувшись весной, не обнаружить на своем участке нового хозяина. Если так, наверняка это старый опытный самец, да и яркая окраска о том же говорит. А характер, наверное, выдающийся. К смелости бросить вызов зиме тут еще и такая гибкость, такое умение приспосабливаться.

Долго я тогда не мог принять решение, как быть. С одной стороны, мороз и снег явно надолго, надо бы зарянку поймать и до весны подержать в тепле и на хорошем корме, тем более что опыт в их содержании есть. А вот с другой… Уж очень жизнеспособной казалась птичка, да и зима уже наполовину прошла, а снег на неделю-другую выпадал уже дважды, и ведь ничего. А если и вправду остался самец сторожить гнездовой участок, выпустишь его где-нибудь в конце марта, а там уже новый хозяин? Но ведь раньше и выпускать нельзя, за месяц в доме привыкнет к теплу, потом на улице замерзнет. Да и когда ловить, завтра же с утра на работу…

Зарянка около люка на теплотрассе, после снегопада.
Зарянка около люка на теплотрассе, после снегопада.

В общем, решил все оставить как есть, за одним исключением: каждый день выкладывать на том месте побольше корма. Если птица сыта – мороз ей не страшен. Так и стал делать. Зарянку видел редко – она быстро наедалась и, вероятно, пряталась в какое-нибудь местечко потеплее. Скоро о постоянном угощении прознали вороны и галки, уже через несколько минут после кормления не оставалось ни крошки. Пришлось корм раскладывать в других местах, но так, чтобы зарянке было легко его обнаружить, – около кустов, на люке теплотрассы, у стены дома, где был ход в подвал. Не исключено, что именно там птичка и ночевала.

В первых числах февраля однажды снова довелось увидеть зарянку-полярника. А потом – десять дней, а ее все нет. Неужели птичка все же погибла? Потом наступило сильное потепление. Оно за полдня согнало снег со всех теплотрасс, затем снова похолодало. И тут то, по привычке выкладывая корм, я увидел… зарянку, а как только отступил на два шага, она подлетела и начала клевать. Она почти месяц прожила при настоящей зимней погоде. Сохранила силы, твердость духа, хорошее самочувствие и ждет весны. Некоторым людям, опускающим руки от малейшей неудачи, можно многому поучиться у этой смелой «пичужки».

Уже потом, спустя много лет, я узнал, что, например, в Москве зимовка отдельных зарянок не является очень уж редким случаем. они там тоже переживают зиму в основном благодаря подкормке. А вот у нас подобные случаи крайне редки, по крайней мере, у меня больше подобных наблюдений не было.

Птицы
1138 интересуются