Найти тему
Кот Баюн

Греческие соратники Дария

Эта статья о судьбе греческих военачальников – спутников Дария в «скифском походе». Они были совершенно разными людьми, но прожили одинаково бурную и короткую жизнь, под стать окружавшему их жестокому и неспокойному веку.

Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Царствование Дария I ":

Походы Дария на эламитов и саков

Покорение Египта Дарием I

Мятежные аристократы

Дарий I. Расширение границ империи

Загадки скифского похода Дария

Вторжение в Европу

Фракийцы и Фракия до персидского вторжения

Поход Дария через Фракию в Скифию

Скифия перед персидским вторжением

Армия и флот Персии в скифо-персидской войне

Армия скифов, стратегия и тактика скифо-персидской войны

Хроника войны Персии со скифами

Война, зашедшая в тупик

Отступление Дария из Скифии. Итоги войны

Греческие гоплиты, реконструкция. Прославленная в боях тяжелая пехота Эллады была нужна персидскому царю, а еще ему необходим был флот греческих городов, поэтому он старался продвинуть в правители полисов малоазиатского побережья своих людей
Греческие гоплиты, реконструкция. Прославленная в боях тяжелая пехота Эллады была нужна персидскому царю, а еще ему необходим был флот греческих городов, поэтому он старался продвинуть в правители полисов малоазиатского побережья своих людей

После окончания бесславного «скифского похода» Дарий I продолжил укреплять позиции Империи Ахеменидов на Балканах и в Малой Азии. Первым делом были вознаграждены греческие участники похода, доказавшие свою преданность царю царей. «… Едва перейдя Геллеспонт, Дарий тотчас же вспомнил о великой услуге, оказанной ему Гистиеем из Милета и о совете Коя из Митилены. Он повелел им прибыть в Сарды и предложил по [их собственному] выбору просить [любой]милости. Гистией, который был уже тираном Милета, не желал больше никакой тирании, но просил дать ему во владение местность Миркин в земле эдонян, где он хотел основать город. Так вот, Гистией выбрал эту землю. Кой же, который не был тираном, но простым гражданином, попросил царя сделать его тираном Митилены ...» Геродот. Тем самым Дарий не только выдвигал на важные посты верных ему людей, но и демонстрировал всем остальным, сколь прибыльно и почетно служить властелину Персии.

Казнь через побиение камнями
Казнь через побиение камнями

Правда, двум упомянутым выше грекам, расположение персидского царя большого счастья не принесло, оба закончили плохо. Кой, сын Эрксандра, был тем самым греческим стратегом, что отговорил Дария уничтожать за спиной уходящего войска мост через Истр. Царь его еще тогда пообещал вознаградить, после возвращения из похода: «Друг мой, лесбосец, когда я благополучно возвращусь на родину, пожалуйста, явись ко мне, чтобы я мог вознаградить тебя за добрый совет благодеяниями» Геродот. Став тираном Митилены, Кой продолжал сохранять лояльность Персии, так в 511 г. до н. э. корабли подвластного ему полиса помогли персидскому полководцу Отану при захвате островов Лемнос и Имброс. Видимо, участие в этих акциях и прочая деятельность Коя не снискали ему популярности в Митилене, но пока все вокруг было спокойно, метиленцы терпели персидского ставленника.

Однако в 499 г. до н. э. персы предприняли неудачную попытку захвата греческого острова Наксос и Митилена, наряду с другими ионийскими городами, отправила для перевозки персидских войск свой флот. Но из-за разногласий среди нападавших Наксос смог отбиться, а война стала поводом для начала Ионийского восстания. Возглавлявший митиленскую «эскадру» Кой был арестован в порту карийского города Миунт, когда его корабли возвращались из наксоской экспедиции. Бывшего тирана доставили в присоединившуюся к восстанию Митилену и судили. Многие низложенные тираны ионийских городов сохранили жизни и, в худшем случае, отделались изгнанием, но Коя, вероятно из особой к нему любви митиленцев, приговорили к жестокой и позорной казни - он был забит камнями.

Соратник Коя по «скифскому походу» - Гистией, тиран Милета, выступил на совете против предложения Мильтиада Херсонесского разобрать мост через Истр и отплыть восвояси, предоставив Дария с его войском своей судьбе. «…По его словам, каждый из них в настоящее время является тираном в городе милостью Дария. Если же могущество Дария будет сокрушено, то ни сам он — Гистией — и никто другой уже не сможет сохранить своей власти над городом …» Геродот. Позднее именно он будет руководить восстановлением разобранной части моста для отступающего воинства Дария. «… В свите Дария был один египтянин с весьма зычным голосом. Этому человеку Дарий велел стать на берегу Истра и кликнуть милетянина Гистиея. Египтянин так и сделал. Гистией же по первому зову его доставил все корабли для переправы войска и снова навел мост ...» Геродот. Одним словом – человек, доказавший свою верность персидскому престолу.

Как уже говорилось, за свои заслуги Гистией попросил у Дария землю во фракийской области Миркин на реке Стримон. Эти места славились месторождениями драгоценных металлов и шустрый эллин, основав на подаренной земле милетскую колонию, немедленно начал строительство нового полиса. Вот только деятельность Гистиея не понравилась персидскому полководцу Мегабазу (о нем речь впереди) и тот, при случае, обратился к Дарию: «Царь! Что это ты сделал, разрешив этому дошлому и хитрому эллину построить город во Фракии? Там огромные корабельные леса и много [сосны] для весел, а также серебряные рудники. В окрестностях обитает много эллинов и варваров, которые, обретя в нем своего вождя, будут день и ночь выполнять его повеления. Не позволяй ему этого делать, иначе тебе грозит война в твоем собственном царстве. Прикажи ему явиться к тебе и заставь прекратить работы. А когда ты его захватишь в свои руки, сделай так, чтобы он больше уже не возвращался к эллинам» Геродот.

Царь царей Дарий I Великий
Царь царей Дарий I Великий

Слова Мегабаза легко убедила Дария, который уже и сам подумывал о том, что переборщил с благодарностью. В Миркин отправился царский гонец, который привез Гистиею приглашение прибыть в Сарды, так как царь царей желает с ним посоветоваться. Когда тиран Милета прибыл к персидскому царю, то услышал: «Гистией! Послал я за тобою вот почему. Как только я возвратился из Скифии и ты пропал с глаз моих, я вскоре почувствовал, что больше всего жалею о твоем отсутствии и о том, что не могу беседовать с тобой. Я убежден, что высшее благо на земле — это мудрый и верный друг. То и другое я обрел в тебе, и моя судьба подтверждает это. Итак, хорошо ты поступил, придя ко мне, и я предлагаю тебе вот что: оставь Милет и вновь основанный город во Фракии, иди со мною в Сусы и там разделяй со мною как мой сотрапезник и советник все, что у меня есть» Геродот. От подобных предложений царей не отказываются и Гистией начал жить в «золотой клетке» тоскуя по былой свободе.

Со временем эта тоска стала так сильна, что он решился на рискованный поступок: «… Гистией велел обрить голову своему верному слуге, наколол на голове татуировкой знаки, а затем, подождав, пока волосы отрастут, отослал его в Милет. Гистией дал слуге только одно поручение: прибыв в Милет, просить Аристагора обрить ему волосы и осмотреть голову. Знаки же на голове слуги, как я уже сказал, призывали к восстанию. А Гистией поступил так, потому что вынужденное пребывание в Сусах было для него великим несчастьем. В случае же восстания он определенно надеялся, что его отпустят к морю. Не решись же Милет на восстание, Гистией не мог бы рассчитывать когда-нибудь опять попасть туда ...» Геродот.

Гоплит
Гоплит

Аристагор же, сменивший Гистиея на посту тирана Милета и приходившийся ему зятем, сам в это время пребывал в весьма затруднительном положении. Незадолго до этого он пообещал брату Дария – Артаферну завоевать остров Наксос, но поссорился со вторым предводителем этого похода – персидским военачальником Мегабатом, что стало причиной плохой координации действий между разными частями «войск вторжения». Жители Наксоса смогли дать захватчикам достойный отпор, и война затянулась на четыре месяца, по истечении которых нападающие убрались восвояси, так ничего и не добившись. В результате Аристагора «…угнетали еще и расходы на содержание войска, которые нужно было оплачивать; затем его беспокоили тяжелое состояние войска и тревожные опасения, что его ссора с Мегабатом будет стоить ему владычества над Милетом ... как раз в это время прибыл к Аристагору из Сус вестник от Гистиея (на голове у вестника были написаны письмена) с советом отложиться от царя …» Геродот.

В ионийских городах нашлось немало недовольных персидским владычеством, и призыв к восстанию имел успех
В ионийских городах нашлось немало недовольных персидским владычеством, и призыв к восстанию имел успех

Сложно сказать, таким ли в действительности был повод для начала Ионийского восстания, или Геродот его слегка «художественно доработал», но Аристагор, на самом деле, был одним из его зачинщиков. Гистией же сумел убедить Дария отпустить его в Ионию, чтобы убедить местных жителей прекратить бунт. Однако глава лидийской сатрапии - Артаферн, встретил его крайне недоверчиво. «… Артафрен же, понимая, что тиран притворяется, так как тот прекрасно знал истинную причину возмущения, сказал: «С мятежом дело обстоит, Гистией, вот как: сшил эту обувь ты, а надел ее Аристагор» Геродот. Испуганный Гистией решил перейти на сторону восставших и бежал на Хиос, где тут же был арестован как персидский лазутчик. Впрочем, вскоре его освободили и начали допытываться о причине его бегства от персов. «…Гистией скрыл от них истинную причину мятежа, но объявил, что царь Дарий задумал выселить финикиян с родины и поселить в Ионии, а ионян — в Финикии. Поэтому-то он и побудил ионян восстать ...» Геродот. Между тем, Гистией отправил в Сарды посланника с письмами к знакомым персам, с которыми он еще раньше замышлял поднять восстание против империи. Однако его вестник, некий Гермиппа из Атарнея, отправился прямиком к Артафрену и выдал все планы мятежного тирана. Персидские заговорщики в Сардах были казнены, а неунывающий Гистией решил попытать счастья в родном Милете и отправился туда.

-8

Но к этому времени его зять – Аристагор уже отрекся от власти в Милете и уехал во Фракию, где жил в основанной Гистием колонии Миркин, в 497 г. до н.э. он был убит при осаде фракийской крепости. Новые власти Милета не захотели видеть Гистиея в своем городе, а когда он с группой сторонников попытался проникнуть внутрь полиса под покровом ночи, то нарвался на вооруженное сопротивление и был ранен в бедро. Отставной тиран вернулся сначала Хиос, а затем переехал на Лесбос, где «…уговорил лесбосцев предоставить ему корабли. Лесбосцы снарядили восемь триер и отплыли с Гистиеем в Византий. Потом они заняли крепкую позицию и стали захватывать все идущие из Понта [грузовые] корабли, кроме кораблей тех городов, которые изъявили готовность подчиниться Гистиею ...» Геродот. Пока Гистией пиратствовал, персидский флот разгромил ионийцев в битве при Ладе, и началась планомерная зачистка восставших городов, среди прочих был захвачен и разграблен Милет. Бывший тиран Милета решил воспользоваться всеобщей неразберихой и захватить некогда приютивший его остров Хиос, чья армия и флот понесли тяжелейшие потери в борьбе с персами. Подчинив себе хиосцев, Гистией отправился грабить остров Фасос, но узнал о приближении финикийско-персидского флота и, сняв осаду, поспешил укрыться на острове Лесбос.

В античных морях хватало лихих парней, Гистией и его команда были всего лишь одними из многих. Но место для своих «подвигов» они выбрали на редкость неудачное. Персидские цари не любили когда «чудят» у их берегов, а служащие им финикийцы считали греческих пиратов своими конкурентами и безжалостно от них избавлялись
В античных морях хватало лихих парней, Гистией и его команда были всего лишь одними из многих. Но место для своих «подвигов» они выбрали на редкость неудачное. Персидские цари не любили когда «чудят» у их берегов, а служащие им финикийцы считали греческих пиратов своими конкурентами и безжалостно от них избавлялись

Через некоторое время голод выгнал Гистиея и его подельников с Лесбоса, в надеждах захватить продовольствие они отправились в Мисийскую область Малой Азии. Но на этот раз удача изменила лихому эллину: «… В этих местах тогда как раз находился с большим войском персидский военачальник Гарпаг. Он напал на Гистиея при высадке на берег, взял в плен самого тирана и уничтожил большую часть его войска ...» Геродот. Гистией спас свою жизнь только тем, что обратился к преследующему его воину по-персидски и назвал свой титул (статус). Этим он ненадолго продлил свою жизнь, потому что Гарпаг и Артафрен его не пощадили. Больше того, опасаясь, что Дарий в память о прошлых заслугах помилует пленника, они решили немедленно казнить Гистиея в Сардах и только после этого доложить о случившемся царю царей. «… тело Гистиея распяли на кресте, а голову, набальзамировав, отослали в Сусы к царю Дарию. Узнав об этом, Дарий выразил свое неудовольствие поступком этих людей, именно за то, что они не доставили тирана живым пред его царские очи. Голову Гистиея царь повелел обмыть, обрядить и предать достойному погребению: Гистией ведь оказал ему и персам великие услуги ...» Геродот.

Третьим греком, «отметившимся» в рассказе Геродота о «скифском походе» был Мильтиад, в то время тиран Херсонеса Фракийского. Это ему приписывается поддержка скифского предложения разобрать мост через Истр и отплыть домой. Впрочем, большинство историков считают этот эпизод вымыслом Геродота. После возвращения из похода Мильтиад продолжил править Херсонесом. В 496/95 г. до н. э. во Фракию вторглись скифы: «… Скифские кочевые племена, раздраженные вторжением царя Дария, объединились и дошли до Херсонеса. Мильтиад не стал ожидать вторжения скифов, а бежал в изгнание, пока скифы не ушли и долонки не вернули его назад …» Геродот. Несколько лет он отсутствовал, пребывая, по некоторым предположениям, на острове Лемнос, но затем вернулся на Херсонес и восстановил свою власть.

После начала в 499 г. до н. э. Ионийского восстания Афины начали помогать ионийским грекам и даже прислали на некоторое время двадцать пять своих кораблей. После поражения восстания и начала в 493 г. до н. э. методичной «зачистки» ионийских полисов, Мильтиад, не принимавший участия в боевых действиях, но бывший афинянином, решил бежать. «…Мильтиад погрузил на пять триер все свои сокровища и отплыл в Афины. Выйдя в море из города Кардии, Мильтиад поплыл через Меланский залив. Но тут, огибая Херсонес, он встретил финикийские корабли. Самому Мильтиаду с четырьмя кораблями удалось спастись бегством на Имброс. Пятый же корабль во время преследования попал в руки финикиян. Начальником этого корабля был как раз старший сын Мильтиада …» Геродот. Правда ничего страшного с Метиохом, так звали сына Мильтиада, не случилось: «…царь сделал пленнику много добра: он пожаловал ему дом, поместье и персиянку в жены. От этой женщины у Метиоха родились дети, которые считались уже персами ...» Геродот.

Сражение при Марафоне. Художник Питер Деннис (Peter Dennis)
Сражение при Марафоне. Художник Питер Деннис (Peter Dennis)

Приключения же Мильтиада продолжались, вскоре после возвращения в Афины он был арестован «…враги схватили его и предали суду по обвинению в тирании на Херсонесе. Однако Мильтиаду удалось оправдаться и от этих обвинений, и он по народному избранию был назначен афинским стратегом ...» Геродот. Противники не зря опасались возвышения Мильтиада, огромные богатства, вывезенные им из Херсонеса и благородное происхождение, вкупе с личной харизмой и энергичностью, быстро сделали его одним из самых влиятельных политиков Афин. Во многом, под его влиянием, афиняне убили персидских послов, прибывших с требованием «земли и воды». Впоследствии Мильтиад фактически возглавил греческое войско в битве при Марафоне и одержал убедительную победу над персами. Правда, сограждане проявили неблагодарность, он так и не получил почетный оливковый венок, а его достижения оспаривались многочисленными недоброжелателями, среди которых был и Фемистокл. Стремясь повысить свою популярность, Мильтиад организует нападение на Кикладские острова. Поводом было сотрудничество местных правителей с персами, а причиной – стремление к захвату новых территорий и банальный грабеж с целью обогащения. Высказывалось также предположение, что Мильтиад хотел сделать один или несколько островов своим личным владением.

Похороны Мильтиада. Художник Пьер Пейрон.  Согласно легенде Мильтиад умер в долговой тюрьме
Похороны Мильтиада. Художник Пьер Пейрон. Согласно легенде Мильтиад умер в долговой тюрьме

Кикладская экспедиция не задалась с самого начала. Первым атаке афинян подвергся остров Парос, с которого потребовали сто талантов выкупа. Но островитяне не испугались и оказали захватчикам решительное сопротивление, началась осада местного полиса, во время которой Мильтиад получил очень неприятную рану в бедро. «…Мильтиад, почувствовав себя плохо, отплыл назад без сокровищ для афинян и не завоевав Пароса: за 26 дней осады он успел только опустошить остров ... Афиняне же стали бранить Мильтиада по возвращении его с Пароса, и прежде всего Ксантипп, сын Арифрона. Он обвинил Мильтиада перед народом за обман афинян. Мильтиад хотя и присутствовал на суде, но сам не мог защищаться, так как бедро у него было поражено воспаленьем. Он лежал на ложе перед народным собранием, а друзья выступали в его защиту. … При голосовании народ поддержал Мильтиада, отклонив смертную казнь, но признал виновным и наложил пеню в 50 талантов. После этого Мильтиад скончался от гнойного воспаления бедра. А 50 талантов уплатил его сын Кимон ...» Геродот. Мильтиад был похоронен на Марафонской равнине, там, где он руководил главным сражением в своей жизни.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"

«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев

«История. Книга четвертая. Мельпомена» Геродот

«История. Книга пятая. Терпсихора» Геродот

-13

Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Царствование Дария I ":

Походы Дария на эламитов и саков

Покорение Египта Дарием I

Мятежные аристократы

Дарий I. Расширение границ империи

Загадки скифского похода Дария

Вторжение в Европу

Фракийцы и Фракия до персидского вторжения

Поход Дария через Фракию в Скифию

Скифия перед персидским вторжением

Армия и флот Персии в скифо-персидской войне

Армия скифов, стратегия и тактика скифо-персидской войны

Хроника войны Персии со скифами

Война, зашедшая в тупик

Отступление Дария из Скифии. Итоги войны

-14