В период роста экономики выигрывают все, население, предприниматели и государство, так же все проигрывают в период экономического спада. Из этого следует простой вывод — лучше небольшой рост чем стагнация или спад экономики.
Существует небольшое количество факторов которые оказывают ключевое (базовое) влияние на темпы роста (падения) экономики, один из них — изменение цен (рост или снижение).
Каким образом изменение цен и их регулирование отражается (может отражаться) на темпах роста экономики, финансово-экономической деятельности предприятий (организаций), жизни рядовых жителей страны, то есть, нас с Вами?
Давайте анализировать и обсуждать.
Когда говорят «рост цен» всем понятно что имеется в виду. Но очень часто высказываясь о росте цен на продукты (товары, работы, услуги) используют термин «#Инфляция». В связи с этим может возникать некоторая путаница. Что имеется в виду, рост цен или рост денежной массы. Что бы этого не происходило, далее, термин «инфляция» если будет использоваться, то только в качестве обозначения роста денежной массы.
Учитывая остроту проблемы роста цен в настоящее время, предлагается начать обсуждения не с причин, проблем и влияния, а непосредственно с предлагаемого решения. А обо всём остальном позже и по порядку.
1. Что делать, чтобы решить проблему роста цен?
Порядок действий, в первую очередь, зависит от того насколько остро стоит проблема.
Если отталкиваться от существующей действительности (март 2022г.), довольно высоких темпов раскручивающейся спирали роста цен, необходимо срочно стабилизировать ситуацию и поэтому меры необходимо готовить и принимать быстро. Как говорится, без раскачки, здесь и сейчас.
Анализ показывает:
- ключом к решению подавляющего большинства вопросов #Экономической(Социально-экономической) направленности является налоговая система;
- в рамках используемой #Модели_Налоговой_Системы создать необходимые и достаточные условия для эффективного решения, большинства, существующих в стране проблем экономического (социально-экономического) характера, в том числе задачи #Сдерживания_Роста_Цен на долгосрочной основе, невозможно. Необходимо её реформирование.
1.1.
Первый миф.
Принято считать что налогом должен облагаться доход. Якобы это является эффективным регулятором и отвечает принципу справедливости. Эта «мантра» начинает вдалбливаться ещё со студенческой скамьи. И это при том, что всё не так однозначно как преподносится.
С этим мифом будем разбираться позже, Для наглядности давайте рассмотрим всего несколько примеров того как в качестве базы для налогообложения используется не только доход (прибыль).
С давних пор #имущество является объектом для начисления платежей (налогообложения). В этом случае фактической базой является стоимость этого имущества, то есть затраты на его приобретение.
В начале второй половины 20-го века появился налог на добавленную стоимость. Сейчас этот налог используется правительствами многих стран, в том числе Российским. И опять же необходимо отметить, что базу для его начисления составляет не только #прибыль, но и затраты. В частности, на оплату труда работников (служащих, руководителей), а так же все суммы налоговых начислений и обязательных платежей.
В рамках используемой системы налогообложения, заработная плата является базой для начисления НДФЛ. Сумма заработной платы и НДФЛ являются базой для начисления обязательных платежей в фонды (соцстрах, медстрах, пенсионный). Далее сумма заработной платы, НДФЛ, отчислений в фонды и все остальные налоги входят в базу для начисления и уплаты НДС. Таким образом довольно существенную часть базы для начисления налогов составляют тоже налоги.
Доход же, это тот источник из которого оплачиваются (должны оплачиваться) все затраты, в том числе налоги и обязательные платежи.
1.2.
Для устранения одних проблем и создания условий для минимизации негативного влияния других, в том числе создания условий для #Стимулирования_Роста_Экономики и эффективного сдерживания роста цен на долгосрочную перспективу, предлагается внести следующие изменения в налоговую систему:
- отказаться от использования в качестве базы для налогообложения прибыли, добавленной стоимости, имущества и фонда оплаты труда, вместо них использовать затраты на сырьё, материалы, комплектующие, продукцию, энергоносители и т.д.
Предлагаемое изменение, не сложно внедрить без существенного изменения объёмов налоговых платежей. Ни предприниматели, ни государство не пострадают. Более того, только выиграют. В частности, произойдёт замена, порядка #10_Налогов_И_обязательных_Платежей всего одним.
Как и в настоящее время налог будет оплачиваться из получаемого дохода после реализации продукции (товаров, работ, услуг).
В 2013г. выдвигаемое предложение вызвало интерес у известного в стране специалиста в области налогообложения, Л. П. Павловой, и в марте 2014г., с некоторыми редакторскими правками не изменившими сути анализа и выдвинутого предложения, было опубликовано в «Финансовом Вестнике».
За всё это время не высказано ни одного, научно обоснованного, замечания показывающего невозможность его внедрения.
Внедрение предлагаемого создаёт необходимые условия для эффективного стимулирования роста экономики и сдерживания роста цен.
В результате этих изменений устраняется непосредственная зависимость поступлений в бюджет от роста цен на реализуемый продукт. Прибыль и добавленная стоимость больше не являются базой для налогообложения. Рост цен приведёт (может вести) к росту прибыли и добавленной стоимости, но не приведёт к росту налоговых платежей при реализации конечного продукта. В результате правительство без ущерба для бюджета может ограничивать рост цен на долгосрочную перспективу. Но делать это надо разумно, чтобы окупались затраты, и была прибыль.
Использование в качестве базы для налогообложения затрат на сырьё, материалы, комплектующие, энергоносители и т. д., в свою очередь, создаёт условия при которых предприниматели экономически заинтересованы декларировать минимальные затраты. В результате мы узнаём реальную (близкую к реальной) #себестоимость и таким образом увеличиваем эффективность использования такого инструментария по сдерживанию роста цен как #Ограничение_Наценки(цены) реализуемой продукции. Более того, увеличивается эффективность инструментария направленного на стимулирование производства (роста экономики).
Для наглядности краткое сравнение.
В рамках используемой системы налогообложения при ограничении наценки (цены), предприниматели, независимо от состояния экономики, могут увеличить свою прибыль за счёт повышения необязательных затрат. Затрат, которые относятся на себестоимость продукции, позволяют снизить налоговые платежи по налогам на прибыль и добавленную стоимость, и при этом, фактически, остаются в распоряжении собственников (руководителей) предприятия (организации).
Использование таких затрат ведёт к росту цен.
Повышение цен ведёт к снижению покупательной способности потребителей.
А если учесть что предприниматель, в то же время является и покупателем, то такое повышение дохода является условным и, в зависимости от роста цен на сырьё, материалы и т.д., приведёт к снижению количества производимой продукции. То есть полученный доход не позволит производить продукцию в тех же объёмах.
В период роста экономики такой рост цен становится сдерживающим фактором и в конечном итоге способствует затуханию этого роста.
В период её падения, усугубляет ситуацию, вплоть до кризисного состояния.
При реализации программы регулирования цен на базепредлагаемых изменений налоговой системы, не имея возможности повысить свой доход (прибыль) за счёт увеличения цены продажи (в том числе с помощью использования необязательных затрат), предприниматели будут экономически заинтересованы увеличивать объёмы производства и сбыта. Увеличение объёмов производства и сбыта ведёт к увеличению прибыли предприятий, доходов населения и бюджета.
Таким образом:
- в период роста экономики регулирование цен будет вести к увеличению темпов роста;
- в период спада,регулирование цен замедлит снижение покупательной способности потребителей и таким образом послужит сдерживающим фактором, замедлив темпы падения экономики.