В этом году классу моей старшей дочки очень не повезло. Новый классный руководитель оказалась намного хуже предыдущей. Как только она приняла классное руководство, в первую очередь отключила возможность родителям писать сообщения в классном чате. Ну, не желает она общаться ни с родителями, ни с детьми.
Так уж случилось, что в прошлом году у половины класса возникли проблемы с общением с классным руководителем. Родители учеников этой части класса добились смены классного руководителя. У меня и Маши никаких претензий к предыдущему педагогу не возникало. Очевидно, руководство школы решило "отомстить" и детям, и родителям, поставив во главе нашего класса нового учителя. Вероятно, чтобы мы точно знали что такое плохой руководитель.
Помимо отключения нас от общего с учителем обсуждения школьных проблем, новая классная очень часто находится на больничном. Я создала новый чат для родителей и попросила классную сообщить родителям новеньких мой номер телефона для добавления их в родительский чат.
Так уж получилось, что Маша в этом году много болела и чуть меньше месяца отдыхала дома в гипсе. Поэтому, на некоторое время я "выпала" из школьной жизни наших детей. Родителей в школу не пускают, всё общение только через вотсап, родительские собрания раз в четверть в зуме.
Вот тут-то и начались первые проблемы. Как только назначается родительское собрание - учитель уходит на больничный. Так было в первой четверти. Повторилась история и во второй четверти. Вместо отменённых родительских собраний новые не назначались.
Из трёх новых учеников, во второй четверти мне написала мама только одной девочки. Остальные родители ушли в глубокое подполье. А дети всё чаще стали жаловаться и одного из новеньких. Назовём его Лёша.
Лёша на целый год старше всех ребят в нашем классе. Всем по 13 лет, ему 14. Учится он плохо, учителя сажают его за первую парту, несмотря на то, что мальчик высокий и детям, сидящим позади него не очень хорошо видно доску и учителя. Ещё он шумит на уроках и мешает остальным заниматься. Ребята его не принимают. "Он странный!" - говорят они. Он тычет пальцем в девочек и мальчиков и смеётся. Ещё, если на уроке сидит не за первой партой, то ногами стучит по стулу впереди сидящего. Сказать, что это раздражает - ничего не сказать. "Что делать?" - спросите вы. Ответ, казалось бы, очевиден - пожаловаться учителю на буяна, пусть он разбирается, хоть как-то угомонит его. Но здесь ученики столкнулись со стеной. Стоит только заговорить о Лёше, учитель поворачивается к детям спиной и не слушает. Что делать если учитель не помогает, и даже не слушает? Конечно, идти за помощью к родителям.
Я подняла эту тему в родительском чате. Оказалось, что некоторые родители также в курсе с проблемой Лёши. Но в отсутствие его родителей в чате, решить проблему невозможно. Классный руководитель очень редко отвечает на вопросы родителей, практически никогда не пишет их в чат класса. У нас выбора нет, ждём родительское собрание в третьей четверти и дружно молимся за здоровье педагога. Вопросов к ней с начала года накопилось очень много, да и просто уже очень давно познакомиться. Ведь она в начале учебного года нам даже не представилась. Собрание было назначено на понедельник, однако оно вновь не состоялось - учитель про него явно забыла. По-привычке обвинив в своей безответственности детей, классный руководитель назначила новое время родительского собрания. Оно, к счастью?, состоялось.
Впервые с тех пор, как родительские собрания были перенесены в онлайн, на нём присутствовали практически половина родителей класса. Раньше были всего 3-4 человека, но в этот раз некоторые подключились даже с работы. Среди прочих вопросов, которых накопилось немало, я задала вопрос о Лёше. Поскольку я считаю неприличным произносить имена детей в негативном ключе на общих родительских собраниях, мой вопрос звучал так:
"В нашем классе есть ребёнок-изгой, которого ребята не приняли в коллектив. На этого ребёнка много жалоб от детей из-за его поведения. Моя дочь даже на одном из уроков ударила его пеналом по голове. Хотя я подобное поведение не приветствую. Что делается для изменения ситуации?"
Вот так, без имени, хотя всем всё понятно. Понятно о ком идёт речь. Это поняли и родители, и учитель. Ответ учителя поверг меня в шок.
"Этот ребёнок - особенный. За его поведением следят учителя на уроках и старший брат. Ведётся работа и с его родителями".
И всё!!! Больше никаких объяснений. О том, что у нас в классе ребёнок с инвалидностью не знали ни родители, ни дети. Никому не объяснили и не собирались объяснять как нужно себя вести с этим ребёнком. Детям не объяснили, что поведение Лёши не изменится, и что коллектив обязан под него подстраиваться, а не он должен социализироваться в коллектив. У родителей не было возможности подать свой протест против присутствия в классе нездорового ребёнка. По словам учителя, другие учителя обязаны следить за инвалидом вместо того, чтобы полноценно преподавать свой предмет. О наличии в школе у Лёши старшего брата дети также не в курсе. То, что он якобы следит за поведением брата - ложь. То, что учитель, на уроке которого Маша встала, подошла к Лёше и ударила его пеналом по голове, чтобы он угомонился и не мешал остальным учиться, ничего никому не сказала и даже не сделала замечание Маше, говорит о том, что учитель не возражает против подобного отношения к ученику-инвалиду.
Я не понимаю и никогда не пойму родителей Лёши, приведших своего ребёнка в наш класс. Наверное, они его совсем не любят, и он для них обуза. Они ведь не могли не думать о том, что ребёнок с таким поведением не будет принят в коллектив, что рано или поздно нервы у детей сдадут, и они начнут решать проблемы с ним всем известными силовыми приёмами.
Я не против инклюзивного обучения, если инвалид не страдает психическими болезнями, хорошо социализирован и не имеет серьёзных дефектов внешности, из-за которых он мог бы стать изгоем. В одном из классов Машиной школы учится девочка, вероятно, с ДЦП, и к ней все хорошо относятся, моя дочь с ней даже дружила. У меня самой, когда я училась в школе, был слабослышащий одноклассник, к которому все относились абсолютно нормально. Но если у ребёнка расстройство психики, умственная отсталость или не корректируемое поведение, то ему просто нет места среди здоровых детей. Жёстко? Да. Жестоко? Нет. Жестоко таких детей водить в обычные школы. Причём, жестоко для всех - самого ребёнка, его одноклассников, учителей и родителей учеников. Хорошо только для родителей такого ученика. Ведь они с гордостью могут говорить, что их сын учится в обычной школе.