Найти тему

"Звезды и солдаты", или Почти неизвестный фильм со звездным составом

В этой ленте снялся цвет отечественной кинематографии: Вера Алентова и Сергей Никоненко, Никита Михалков и Савелий Крамаров, Михаил Козаков и Глеб Стриженов... Но попробуйте вспомнить: вы когда-нибудь смотрели фильм "Звезды и солдаты"? Вот и я не смотрела до прошлой недели.

Надо сказать, что в год выхода около двух с половиной миллионов зрителей купили билеты на эту картину. Но это сейчас кино в упадке и такая цифра в целом радует прокатчиков. А тогда лидеры кинопроката достигали 70-80 миллионов показов. Так что 2,5 - это "Мелко, товарищ Хоботов". Так в чем дело, почему фильм не оценили современники и он оказался забыт их потомками? Дело в том, что Миклош Янчо - режиссер артхауса. Это интересный жанр, но на любителя. Как видно большого количества любителей не нашлось, тем более, что, положа руку на сердце, Янчо много раз погрешил в этой ленте против здравого смысла, нелепостей там куча.

Прапорщик Глазунов (Н. Михалков).
Прапорщик Глазунов (Н. Михалков).

Сюжет заключается в том, что в борьбу красных и белых оказываются втянуты венгры. Полковник отпускает мадьяр, воевавших за революцию и попавших в плен, но с одним условием: они должны скрыться за четверть часа. Иначе... И вот, вроде, все достаточно неплохо. Типажи белых подобраны отлично, Глеб Стриженов, сыгравший не одного офицера, смотрится органично, не менее хорош подпоручик (В. Прокофьев). Это хорошо воспитанные, образованные и жестокие люди, кость от кости своего сословия.

Полковник (Г. Стриженов).
Полковник (Г. Стриженов).

А вот образ подхорунжего (С. Никоненко) уже вызывает вопросы. Такое впечатление, что и он - псих, сбежавший из дурдома, и остальным его безумие передалось. Одна из ключевых сцен в фильме - это эпизод на хуторе, когда подхорунжий приказывает родным раздеть местную девушку. И ни одна баба с воплем: "Пощади, родимый" ему в ноги не падает, они спокойно и сосредоточенно снимают одежки с дочери или внучки. Знаете господа кинематографисты, так не бывает. Я не Станиславский, но я не верю. Завести за амбар и изнасиловать - верю. А так - нет. Никак.

Подхорунжий (С. Никоненко).
Подхорунжий (С. Никоненко).

Еще один странных эпизод - это сцена, когда медсестра Ольга (К. Миколаевска) заявляет белым, прибывшим в госпиталь, что она идет купаться и раздевается при всем честном народе догола (хотя достаточно часто купались в рубахах), оставляя платье чуть ли не на крыльце на заборе. В 1919 году, да. Вот даже не знаю, что сказать, кроме как что я очень рада за советских зрителей, которые в 1967 году смогли увидеть в кино столько обнаженной натуры. Но на сумасшедшую эта девушка не смахивает, на женщину с пониженной социальной ответственностью - тоже как-то не очень. А приличные девицы век назад так себя не вели. Да и сейчас тоже. В общем, господин Янчо, вы бы свою приверженность к вуайеризму иначе как-то удовлетворяли, что ли. А то у зрителей когнитивный диссонанс наступает.

Извините, полный кадр показать не могу, меня Дзен забанит. Но, надеюсь, вы оценили сколько метров надо героине пройти до речки.
Извините, полный кадр показать не могу, меня Дзен забанит. Но, надеюсь, вы оценили сколько метров надо героине пройти до речки.

Раненных красных бойцов с радостью (вот никаких проблем: "Приходите еще, дорогие товарищи, вылечитесь, снова нас бить будете") принимают в госпитале, где лежат белые, при этом весь персонал там исключительно женский. Нет, медсестры тогда вполне были, даже дамы-врачи попадались. Но традиционно врач - мужская профессия в то время, тем более - военный хирург. В общем, полет фантазии я оценила, но эту бы энергию, да в мирных целях.

Елизавета (Т. Конюхова).
Елизавета (Т. Конюхова).

А как понимать сцену, в которой поручик вывозит ВЕСЬ персонал госпиталя в лес (раненые обойдутся, им помощь и лечение не нужны, да!), причем уезжают они в потрепанной форме, а приезжают в бальных платьях? И устраивает танцы шерочки с машерочкой. Блин, ну я бы поняла, если бы в большом зале да с офицерами! Но на поляне баба с бабой... Вот что это было, а?

-7

Я понимаю, почему одна из последних сцен в фильме снята именно так: оставшиеся в живых красные раздеваются до рубах и идут на строй белых. "Наши против не наших и все такое прочее". Но, опять же, смотрится это крайне вымученно, ненатурально.

-8

Про кошмарные дамские наряды, которые даже не пытаются притвориться платьями конца 1910-х, про тщательно причесанных по моде 1967 года актрис и про их суперсовременный макияж говорить или это уже мелочи?

Янош (Ю. Яцинт) и Ольга (К. Миколаевска).
Янош (Ю. Яцинт) и Ольга (К. Миколаевска).

В общем, наверное, Янчо - хороший режиссер. Но он снимал притчу, а не исторический фильм. И надо было события не привязывать к конкретной войне и конкретном году. Происходило бы это все "в некотором царстве, в некотором государстве" - никаких проблем. А так - увы.

Афиша с сайта https://www.kinopoisk.ru/, остальные картинки - скриншоты.